Эксплуатации стационарных
Рассмотрение обстоятельств и причин аварии поручается компетентной комиссии, назначаемой строительными министерствами или Госстроем СССР, если авария произошла в период строительства, и промышленным министерством, в подчинении которого находится предприятие, где произошла авария, если она случилась уже в период эксплуатации сооружения. Заключение комиссии должно быть строго объективным, поэтому в состав комиссии не включаются лица, принимавшие непосредственное участие в строительстве или эксплуатации объекта, потерпевшего аварию. Объективность и безусловная порядочность — необходимая норма поведения каждого члена комиссии по расследованию аварии. Имели место случаи, когда тенденциозность отдельных членов комиссии затрудняла или затягивала выявление действительных причин аварии.
В первой главе рассмотрены аварии стальных конструкций промышленных зданий (преимущественно покрытий), во второй — аварии промышленных объемных сооружений в виде оболочек из толстолистовой стали, в третьей — аварии опор линий электропередач и радиоопор, в четвертой — аварии стальных эстакад (разгрузочных и транспортерных). Пятая глава посвящена характерным случаям местных повреждений стальных конструкций (отказам конструкций), которые служили причиной прекращения эксплуатации сооружения и требовали проведения серьезных ремонтных работ, усиления и даже частичной замены пришедших в негодность конструкций. В шестой главе описаны аварии и повреждения резервуаров для хранения нефтепродуктов и мокрых газгольдеров постоянного давления преимущественно при испытаниях. В седьмой главе дается общий анализ причин и обстоятельств аварий стальных конструкций, описанных в предыдущих главах.
Усиление, предложенное Паукером, выполненное в процессе эксплуатации сооружения и заключавшееся в применении для девяти -ферм в провисших узлах парных хомутов из кованого железа,
Некоторая условность в определениях, примененных в классификации аварий, неизбежна. Можно бесконечно спорить о том, что и где является причиной и что следствием. Например, всем известен классический случай крушения в 1905 г. Египетского моста в Петербурге. Общепризнано, что причиной аварии был резонанс, возникший при прохождении по мосту войск. Но с таким же успехом причиной аварии можно было считать и просчеты, допущенные при проектировании моста, в результате которых, как следствие, в сооружении мог возникнуть резонанс. С таким же успехом причину аварии можно видеть в неправильной эксплуатации сооружения, выразившейся в том, что войска при прохождении моста шли строем с несбитым шагом, в результате чего, как следствие, и появился резонанс. И все-таки непосредственной причиной аварии был резонанс.
Идея современного метода расчета по предельным состояниям заключается в том, чтобы за время нормальной эксплуатации сооружения не наступило ни одного из предельных состояний. Следовательно, предельное состояние следует рассматривать как аварийное или предаварийное.
Принятые же в свое время к эксплуатации сооружения, зачастую выполненные по типовым проектам, рассчитанные на усредненные, а не на реальные для каждого конкретного объекта нагрузки, продолжают эксплуатировать, не обращая внимания на несоответствие между проектными и реальными нагрузками.
3. Пренебрежительное отношение к необходимости своевременно выполнять усиление конструкций при изменении режима эксплуатации сооружения; необеспечение условий ремонтопригодности.
Неудачное конструктивное решение узлов нижнего пояса стропильных ферм литейного цеха, к которым был жестко подвешен монорельсовый путь, явилось основной причиной разрушения узловой косынки нижнего пояса, происшедшей от усталости металла. Косынка разрушилась после 12-летней эксплуатации сооружения [25]. Ферма пролетом 24 м была нагружена кровельным покрытием весом около 300 кГ/м2 и тельфером грузоподъемностью 3 т, подвешенным на расстоянии 8 м от нижнего пояса фермы (рис. 18). Монорельсовый путь шел параллельно ферме и только возле разрушенного узла А был закруглен на 90°. Жесткими подвесками в виде треугольных ферм монорельс крепился к выступам узловых фасонок нижнего пояса. Косынка в месте ее разрыва имела сечение 12X570 мм (рис. 19). При разрыве она сместилась в горизонтальном направлении на 15 см.
На рис. 32 показаны характерные хрупкие изломы стальных сварных балок, происшедшие от длительного воздействия низкой температуры наружного воздуха. Балки были сделаны из кипящей стали. Усугубляющими обстоятельствами аварии галереи Карагандинского цементного завода, происшедшей в 1966 г., были: длительная работа балок в перенапряженном состоянии и некачественное выполнение сварных швов стыка поясов балок. Галерея между отделениями грохочения известняка и вторичного дробления была введена в эксплуатацию в 1958—1959 гг. Обрушение произошло после 7-летней эксплуатации сооружения в пролете, при-
являются: скрытые трещины, подрезы и т. п. Наиболее часто это встречается в местах резких концентраторов напряжений: лазы, люки, места перегибов и т. д. При работе конструкций, особенно в условиях низких температур, в указанных местах могут зарождаться хрупкие трещины, которые затем распространяются на определенные участки. Они влекут за собой образование последующих трещин и в конечном итоге приводят к аварии. Последние трудно заранее предвидеть и предупредить. Они могут наступить по истечении нескольких лет безупречной эксплуатации сооружения, поэтому следует особенно качественно изготовлять листовые конструкции.
Можно привести много примеров, когда не только натурные испытания конструкций, но и испытания образцов, вырезанных из конструкции, позволяли судить о возможности дальнейшей эксплуатации сооружения. В 1948 г. возник вопрос об усилении металлических конструкций одного из объектов Ленинградского аэропорта. Конструкция объекта состояла из металлического свода с затяжками. Было установлено, что напряжения в нижнем поясе- Устройство, монтаж и эксплуатация компрессорных установок и воздухопроводов, расположенных на поверхности и в шахте, должны •осуществляться в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных воздушных и компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов. Большая часть аварий в воздушно-
Как показывает практика, при строгом соблюдении правил безопасной эксплуатации насосов и компрессоров аварии происходят крайне редко. Кроме требований, изложенных в ПТБ НП-73, для компрессоров утверждены «Правила устройства и безопасной эксплуатации поршневых компрессоров, работающих на взрывоопасных и токсичных газах» и «Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов». Ниже изложены основные требования, соблюдение которых обязательно. Только в этом случае обеспечивается безаварийная работа насосов и компрессоров, транспортирующих нефтепродукты.
Оборудование печей, работающих на газовом топливе, и их эксплуатация должны соответствовать Правилам безопасности в газовом хозяйстве и Правилам устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов. Утечку газа в опасных местах газопровода проверяют только мыльной эмульсией, во избежание взрыва не проверяют наличие газа в атмосфере печи огнем.
Вращающиеся детали ДВС и испытательного стенда должны иметь защитные ограждения (ГОСТ 18509 — 80*), а каждый стенд — систему аварийно-предупредительной сигнализации и защиты. В табл. 11.9 приведены основные типы систем аварийно-предупредительной сигнализации и защиты, используемые при испытании и эксплуатации стационарных судовых и тепловозных дизелей.
1.17. Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов. М.: Металлургия, 1973. 31 с.
Более подробно с правилами эксплуатации стационарных сосудов и трубопроводов, железнодорожных и автомобильных цистерн, работающих под давлением, можно ознакомиться в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором СССР 25 декабря 1973 г.
Компрессорные установки должны эксплуатироваться в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных и компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов», утвержденными Госгортехнадзором СССР 7 декабря 1971 г. для воздушных компрессорных и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации поршневых компрессоров, работающих на взрывоопасных и токсичных газах», утвержденными Госгортехнадзором СССР 28 декабря 1970 г.
Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов. Утверждены Госгортехнадзором «СССР 7/ХИ 1971' г.
* Здесь изложены только некоторые из основных требований . безопасности при работе с компрессорами. Более подробно с ними можно ознакомиться, прочитав «Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов», утвержденные Госгортехнадзором СССР 7 декабря 1971 г., «Правила устройства и-безопасной эксплуатации поршневых компрессоров, работающих на взрывоопасных и токсичных газах», утвержденные Госгортехнадзором 28 декабря 1970 г., и' правила техники безопасности для отдельных отраслей химической промышленности.
Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов. М., Металлургия, 1973. 32 с.
В работе [Harris,1985] приведены различные мнения об итогах исследований на о. Торни. Здесь же составлена таблица выбросов, которые могут случиться при транспортировке и эксплуатации стационарных установок. Указано, что выбросы при исследованиях на о. Торни соответствуют приблизительно 5 т опасного вещества, тогда как для прибрежных стационарных установок вполне возможны выбросы вплоть до 100 т. Выбранная методика проведения экспериментов сводит все непрерывные выбросы к очень низкому уровню (1-2 кг/с). В работе обращено внимание на новую систему сбора погодных данных и попытку анализа атмосферных условий с помощью критериев, отличных от предложенных Паскуиллом.
Читайте далее: Электрических соединений Электрических устройств Электрическим оборудованием Электрически соединены Электрической опасности Электрической установки Электрическое соединение Электрического освещения Электрическом сопротивлении Электричество возникает Человеческий канцероген Электродов группового заземлителя Электродвигатели устанавливаемые Электромагнитные излучения Электромагнитных колебаний
|