Эвакуация населения
Выработка более детальных норм практики конкретной профессии становится возможной именно благодаря правильному пониманию ее кодекса. Эти нормы касаются более специфических областей деятельности, связанных с профессиональными действиями. Сюда включается широкий спектр деятельности — от межличностного общения до способов проведения исследований и способов представления результатов этих исследований. Нормы профессиональной практики могут включаться в систему этических норм; они подвергают критическому рассмотрению инструментарий каждой профессии и таким образом привносят в кодекс ряд новых положений, выходящих за рамки декларации ее этических принципов.
Следует признать, что существуют две школы этической подготовки: одна исходит из обучения этическим принципам, другая основана на изучении конкретных ситуаций (она известна также как casuistry — «ситуационная школа»). По мнению автора данной статьи, которое еще требует своего подтверждения, для успешной профессионально-этической подготовки необходимо сбалансированное использование обоих подходов (Soskolne, 1991/92). Однако хорошо известно, что этический анализ конкретных случаев из практики имеет неоценимое значение в процессе обучения. Конкретные случаи создают контекст для применения этических принципов.
В заключение следует отметить, что кодексы профессиональной этики играют основополагающую роль в профессиях. Они могли бы играть важную роль и в охране общественного блага, если бы в них рассматривались более широкие социальные вопросы. Их разработка с участием как рядовых специалистов, так и совладельцев необходима как часть широкой программы этических принципов, поддерживаемой каждой из профессий. Кодексы — в том числе декларация основных ценностей профессии, комментарий, связанный с кодексом, и материалы анализа конкретных ситуаций — должны стать предметом периодического пересмотра и обновления. Сегодня более, чем когда-либо, кодексы необходимы не только в целях профессиональной подотчетности и внутреннего регулирования, но и для того, чтобы помогать специалистам-практикам в решении сложных моральных и этических проблем, с которыми они сталкиваются в результате постоянного развития технологий, воздействующих, в том числе, и на права и обязанности всех затронутых ими частных лиц и социальных групп. Нам предстоит решить значительную и сложную задачу.
Прежде чем начать дискуссию, очень важно попытаться пояснить, о чем идет речь. Что означает термин этика? В английском языке термины «этика» и «мораль» взаимозаменяемы. Поскольку мы готовим этот доклад для разнородной аудитории, мы провели опрос, который показался нам интересным, среди специалистов нескольких центров по контролю и предупреждению заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention — CDC), для которых английский язык не является родным. Женщина, которая с детства свободно владела немецким, русским и одним из славянских языков, ответила, что в каждом из трех этих языков есть подобные слова. Она сказала, что в славянском языке ни слово «этика», ни слово «мораль» не употребляются отдельно, в отличие от английского языка. Например, по ее словам, нельзя сказать, что у кого-то нет морали, но можно сказать, что его поведение аморально. Она добавила, что на ее родном языке нельзя сказать, что кто-то не имеет этики, вместо этого говорят, что это человек без этических принципов. Один выходец из Китая сказал, что по-китайски мораль и этика обозначаются двумя разными словами, но эти слова взаимозаменяемы. Люди, чьи родные языки — испанский, французский и немецкий, сказали, что в этих языках оба понятия обозначаются двумя различными, но взаимозаменяемыми словами.
Учитывая комплексный характер всех этих этических соображений, роль специалиста по профессиональной безопасности и здравоохранению в исследованиях, проводящихся на рабочем месте, приобретает огромную важность. Врач — специалист по производственной медицине, приходя на предприятие, принимает на себя все обязательства любого работника здравоохранения, согласно положениям Международной комиссии по профессиональной безопасности и здравоохранению (International Commission on Occupational Health), приведенным в этой главе: «Специалисты по производственной безопасности и здравоохранению должны служить здоровью и социальному благосостоянию работников, как индивидуальному, так и коллективному. К обязанностям специалистов по производственной безопасности и здравоохранению относятся защита жизни и здоровья работника, уважение человеческого достоинства и стремление к соблюдению высочайших этических принципов в стратегии и программах профессиональной безопасности и здравоохранения».
Игра в «как будто» позволяет нам действовать, находясь перед лицом вечной моральной и научной неопределенности. Но аксиомы нельзя путать с окончательной «истиной» (Woodger, 1937). Они сохраняются и используются (при условии их плодотворности) в применении основных этических принципов. Когда обнаруживается, что они уже бесполезны, от них могут отказаться и заменить другим набором конвенций.
Эти наборы аксиом (как и всякие другие системы аксиом) не являются ни правильными, ни неправильными, ни истинными, ни ложными. Мы действуем так, как если бы они были правильными или истинными (на самом деле это не исключено) и придерживаемся их лишь до тех пор, пока они остаются эффективными, то есть позволяют нам поступать целесообразно. Проверка их эффективности дает различные результаты в различных культурах в различные периоды, поскольку, в отличие от всеобщих этических принципов, культурные нормы есть отражение относительных ценностей.
Обсуждая этические аспекты профессиональной безопасности и здравоохранения, влияние этических принципов на взаимоотношения между людьми и вопросы потребности в информации на рабочем месте, необходимо разъяснить главные, основополагающие принципы. Их можно найти в международных документах по правам человека, а также в рекомендациях и руководствах, выработанных на основе решений, принятых международными организациями. Они отражены также в кодексах профессиональной этики и поведения.
Второй принцип — принцип заботы — является комбинацией двух этических принципов — принципа непричинения зла и принципа благодеяния. Первый предписывает каждому человеку моральное обязательство не причинять людям страданий. Принцип благодеяния — это обязанность делать добро. В соответствии с ним все люди несут моральное обязательство предотвращать и устранять страдание или ущерб, и таким образом в некоторой степени способствовать благосостоянию. Одним из его конкретных следствий в практике профессиональной безопасности и здравоохранения является обязанность систематически добиваться выявления рисков для здоровья на рабочем месте или случаев, когда здоровье или качество жизни нарушаются в результате условий труда, и предпринимать меры по предупреждению и исправлению, когда бы ни обнаруживались такие риски или факторы риска. Принцип благодеяния также можно назвать основой для исследований по профессиональной безопасности и здравоохранению.
Второй шаг — это идентификация распространяющихся на данный конфликт этических принципов автономии, благодеяния, непричинения зла и равенства. Третий шаг состоит в выявлении этических преимуществ (выгод) и издержек (недостатков) для тех лиц или организаций, которых затрагивает данная проблема или вопрос профессиональной безопасности и здравоохранения. Выражения «этические выгоды» или «этические издержки» употребляются здесь в довольно широком значении. Все, что может быть рационально расценено как благоприятное или оказывающее позитивное воздействие с этической точки зрения, есть выгода. Все, что может оказать негативное воздействие на группу, аналогичным образом считается этическими издержками.
Это другой способ выражения той же идеи: авторитет этических принципов, как уже упоминалось в этой работе, определяется отдельным лицом или группой лиц, которые могут соглашаться или не соглашаться по поводу того, что является интеллектуально или эмоционально приемлемым. Сущность рассредоточения и эвакуации. Рассредоточение и эвакуация населения — один из способов защиты населения от оружия массового поражения. Под рассредоточением понимают организованный вывоз из городов и других населенных пунктов и размещение в загородной зоне свободной от работы смены рабочих и служащих объектов, продолжающих работу в военное время. К категории рассредоточиваемых относится также персонал объек-тоз, обеспечивающий жизнедеятельность города (например, работники коммунального хозяйства). Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения их в за-гооодной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.
Организация и проведение рассредоточения и э в а к у а ц и и. Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и членов их семей организуются и проводятся по производственному принципу, т. е. по линии объектов, а эвакуация населения, не связанного с производством,— по территориальному принципу — по месту жительства через домоуправления, жилищно-эксплуатационные конторы и дирекции эксплуатации зданий (ДЭЗ). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.
Рассредоточение и эвакуация населения проводятся через сборные эвакуационные пункты. Под них обычно отводятся школы, клубы л другие общественные здания. Предназначаются СЭП для сбора, регистрации и отправки населения, эвакуируемого транспортом, на станции, пристани и другие пункты посадки, а эвакуируемого в пешем порядке (пешими колоннами),— на исходные пункты пешего движения. СЭП организуют обычно вблизи железнодорожных стан-цш", платформ, портов, пристаней, а для населения, выводимого пешим порядком,— вблизи маршрутов вывода в назначенные районы.
— оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуация пораженных в медицинские учреждения, эвакуация населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопления, радиационного и другого заражения);
— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
В процессе аварии были произведены экстренный вывод рабочих и служащих с территории ПО «Азот», а также поэтапная эвакуация населения из опасных районов в зависимости от изменения направления зараженного облака при концентрации паров аммиака 10 мг/м3 (эвакуированы 32 тыс. человек). Кроме того, был смонтирован трубопровод для перекачки образовавшейся при тушении пожара пульпы минеральных солей, отрыты резервные пруды-накопители, подготовлены материалы для дамб. Эти мероприятия позволили исключить случаи поражения жителей г. Ионавы и населенных пунктов в зоне заражения. В результате аварии пострадали 57 человек (выход из строя на 2—3 недели) и погибли 7 человек (работники ПО
При сходе с рельсов цистерны с жидким хлором произошел отрыв вентиля; выброс 8,1 т хлора; скорость утечки 5,3 т за первые 10 мин; оставшиеся 2,8 т — за 31 ч; пострадали 3 человека При сходе с рельсов цистерны с хлором образовалась пробоина в котле; выброс 36 т хлора через пробоину; погиб 1 человек, пострадали 114 человек: крове&ена эвакуация.населения
Крушение поезда, в котором находилось 50 цистерн, из них одна с жидким хлором; выброс 40 т хлора из поврежденной цистерны; погибли 8 человек, пострадали 114 человек; произведена эвакуация населения
15.8.13.2. ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В зонах возможного катастрофического затопления проводятся мероприятия по защите населения, ограничению строительства объектов народного хозяйства и другие инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение катастрофических последствий. При этом в зонах, где время добегания прорывной волны после разрушения напорного фронта составляет до 4 ч, эвакуация населения проводится немедленно, а на остальной территории^- по мере возникновения угрозы затопления.
При организации защиты населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) используют три способа: эвакуация населения,укрытие в защитных сооружениях и применение средств индивидуальной защиты. В планах действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций эти способы защиты используют как по от-
Читайте далее: Экономических технических Эффективной деятельности Чердачных перекрытий Экономической целесообразности Экономического характера Экономического сотрудничества Чердачных помещениях Экранирующие комплекты Экспериментально установлено Экспертизы декларации промышленной Чернобыльской катастрофы Экспертная организация Эффективного применения Эксплуатация грузоподъемных Численные результаты
|