Аварийных состояний



Большое значение во всех аварийных ситуациях имеют психологические факторы, наиболее опасный из них —эмоциональный стресс. Для пассажиров, совершенно не подготовленных психологически к суровым обстоятельствам морских аварий, эти факторы часто играют определяющую роль.

Риск для жизни людей возникает в основном в аварийных ситуациях, однако для малых судов в дополнение к этому частым явлением бывает падение людей за борт. Причинами могут быть отсутствие страховки, достаточно резкие колебания при качке, мокрая палуба, различные препятствия. Опасность для человека, упавшего в воду с парусного судна, усугубляется сложностью маневра для подхода к пострадавшему.

Анализ аварий судов малых размеров у побережья Норвегии за последние годы показывает, что ежегодные потери составляют ©коло 30 судов, причем в шести случаях гибель судна сопровождается человеческими жертвами. За один год в среднем гибнет 17 человек. Использование спасательных средств в аварийных ситуациях связано с большими трудностями из-за недостатка времени на спуск и значительного 4фена судна. Есть еще ряд особенностей. -Согласно правилам, в штормовых условиях все находящееся на борту судна оборудование должно быть надежно закреплено, поэтому при скоротечных авариях спасательные средства тонут вместе с судном. Использование гидростатических разобщающих устройств не дает эффекта, так как они могут срабатывать под действием вкатывающейся на палубу воды. Если увеличить задаваемую глубину, то спасательные средства не будут освобождаться в случае аварии на мелководье.

защиты и сохранения жизни людей в аварийных ситуациях.«Дежурная шлюпка» означает любое легко приводимое в движение спасательное средство, которое просто и быстро можно спустить на воду усилиями небольшого числа людей, обладающее высокой маневренностью и пригодное для спасения человека за бортом. «Надувная шлюпка» — это заполненное газом спасательное средство прочной и устойчивой к истиранию конструкции, имеющее отсеки (камеры плавучести). «Спусковое устройство» означает устройство, предназначенное для спуска на воду спасательного средства с места посадки с полным количеством людей, на которое оно рассчитано, и снабжением. «Свободно всплывающие спасательные средства» означают средства, установка которых предусматривает возможность оставлять тонущее судно и автоматически всплывать на поверхность.

Экипаж должен знать возложенные на него обязанности, развивать навыки их выполнения. Особенное внимание следует уделять действиям в аварийных ситуациях: в отношении сигналов

Мышление в трудовой деятельности означает способность человека правильно и быстро выносить суждения и принимать решения по поводу задач, которые возникают в процессе труда, а воля — способность сознательно управлять своим поведением для достижения поставленной цели. Особенно важна роль мышления и воли в нестандартных или аварийных ситуациях. Волевые качества человека (целеустремленность, решительность, настойчивость) важны также потому, что являются основой сознательной дисциплины.

Память— отражение в сознании информации на определенное время. Она слагается из трех элементов— процессов: запечатления, хранения и воспроизведения информации. Память необходима для обучения работника безопасным приемам труда, а также для принятия правильного решения при нестандартных или аварийных ситуациях.

Темперамент работающего имеет большое значение в деле обеспечения безопасности труда. Например, флегматик выполняет работу спокойно, надежно, сохраняет выдержку и самообладание в сложных аварийных ситуациях. Работа холериков сопровождается быстро возникающими, сильными и длительными чувствами— воодушевлением, страстью, порывистостью и быстротой реакций. Сангвиники с максимальной эффективностью работают лишь при наличии соответствующих условий и обстоятельств. Всякие непредвиденные трудности легко нарушают их душевное равновесие. Неуравновешенный сангвиник поэтому более предрасположен к ошибкам и упущениям, чем флегматик.

Эмоции — психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к явлениям окружающей действительности. Влияние эмоций человека на его поведение в трудовом процессе очень велико. Эмоции бывают положительные (радость, удовольствие) и отрицательные (страх, беспокойство) и характеризуются силой, широтой и глубиной. Положительные эмоции повышают жизнедеятельность организма, а отрицательные— понижают ее. С отрицательными эмоциями часто связаны ослабление памяти и мышления, рассеянность, потеря самообладания, т. е. способность правильно мыслить и действовать в нестандартных или аварийных ситуациях.

Основной направляющей силой человека является воля, т. е. свойство психики, которое проявляется в умении заставить себя (несмотря на препятствия и побуждения) совершать правильные и целеустремленные поступки и действия или воздержаться от таких, которые нельзя или не надо делать. Воля проявляется в волевом усилии или действии и тесно связана с мышлением. Она играет большую роль в формировании дисциплинированности и организованности. У слабовольного человека поступки часто являются следствием чувств или внушений, он легко поддается влияниям других людей. Положительное волевое свойство — решительность в осуществлении правильных действий. Оно особенно важно в аварийных ситуациях.

Повышение квалификации руководящих и инженерно-технических работников должно обеспечивать: усвоение новых достижений науки и техники и квалифицированную разработку условий их применения в практической работе на руководимом участке работ; изучение марксистско-ленинской философии, экономики, психологии, физиологии, социальной психологии, эргономики, технической эстетики, трудового права, педагогики, а также методов приложения полученных знаний в практической работе и приобретение практических навыков в умении правильно анализировать поступающую информацию, принимать решение в различных практических (и особенно аварийных) ситуациях и организовывать их осуществление, работать с людьми в коллективе.
Ниже приведены причины аварийных состояний (в %) на открытых технологических установках, приводящие к пожарам, взрывам или аварийной загазованности территории:

Цель предлагаемой работы заключается не в том, чтобы дать подробное, протокольное описание каждой аварии (как это принято в существующей литературе), а в том, чтобы из ряда аварий, крушений и аварийных состояний выбрать общее, рассмотреть и проанализировать причины наиболее часто встречающихся аварий, в ряде случаев ставших типовыми. Сделана попытка наметить пути их предотвращения при помощи любых возможных способов, основными из которых являются:

Анализ большого числа аварий и аварийных состояний конструкций позволяет придти к выводу, что большинство их происходит в результате снеговой перегрузки, на которую при эксплуатации сооружений не обращают должною внимания. Это и понятно: если, например, увеличивается крановая нагрузка, делается какая-либо реконструкция сооружения, сразу же возникает вопрос о перерасчете конструкций, их усилении и пр.

При рассмотрении аварийных состояний подкрановых конструкций нельзя не отметить дефекты подкрановых балок консольных кранов грузоподъемностью 5 — 10 т. Наиболее массовые повреждения — трещины верхних подкрановых балок — происходят в зонах крепления их к кронштейнам. Трещины, возникающие в стенке балки, распространяются от торца вдоль полки. В средних зонах балки они развиваются поперек двутавра и проходят, как правило, через, заклепочное отверстие. В нижних подкрановых балках наблюдаются разрушения сварных швов в соединении ребер со стенкой, на опорах, а также элементов или креплений нижней балки к кронштейнам.

В 30—40-х годах были распространены случаи аварий или аварийных состояний в покрытиях с шпренгельными прогонами, широко применявшимися в практике строительства. Аварии происходили в результате неудачных проектных решений, вызывавших или потерю устойчивости шпренгельной конструкции, или ее перегрузку.

В качестве одной из мер предотвращения аварийных состояний и аварий подкрановых балок, особенно для кранов с тяжелым и весьма тяжелым режимом работы, А. И. Отрешко [42] видит в коренном изменении формы балки. Такой формой являются двух-стенчатые замкнутые балки. Выгодность и целесообразность их применения будут возрастать с ростом интенсивности работы кранов и их грузоподъемности, а также с применением стали повышенной прочности.

всегда прислушиваться. Необходимо твердо помнить, что универсальных методов обследования как аварий, так и аварийных состояний нет. Каждая авария индивидуальна и поэтому в каждом случае необходим особый подход и вдумчивое критическое сопо-•ставление всех факторов и причин, приведших к аварии. Работа технической комиссии состоит из двух частей: фиксации состава, характера и обстоятельств аварии и расследования, изучения и установления ее причин. Большая роль отводится председателю комиссии. Он должен провести объективное обсуждение всех связанных с аварией моментов, не сковывать инициативу, не делать поспешных выводов. Свое мнение он должен высказывать последним.

Примеры технических решений по ликвидации аварийных состояний и аварий

В практике ликвидации аварийных состояний в старых сооружениях встречаются конструкции, выполненные из сварочного железа.* При решении вопроса о возможности их усиления необходимо испытать материал таких конструкций на свариваемость. Известно, что сварочное железо при передаче на него растягивающего усилия расслаивается [5]. Усиление конструкций из сварочного железа, как правило, выполняется на болтах или заклепках. Сварку следует применять с осторожностью и только после получения положительных результатов испытания материала на свариваемость. Трудности могут встретиться и конструктивного плана при прикреплении усиливающих элементов к конструкциям.

В работе рассмотрены аварии-крушения и аварийные состояния металлических конструкций, построенных в самое различное время: как на заре применения металла в сооружениях, так и современных. Объем работы не дает возможности поместить большее число примеров и более детально их проанализировать. Рассмотрены аварии балок, ферм, арок, рам, мачт, башен, эстакад, резервуаров и других конструкций и сооружений. Единственный вывод, который может быть сделан в результате изучения анализа, систематизации и обобщения аварий, крушений и аварийных состояний, следующий: аварии могут и должны быть предотвращены. Непременными условиями предотвращения аварий следует считать проектирование, технологическое и эксплуатационное обеспечение требуемых характеристик надежности.

9.9.1. В раздел включаются основные возможные виды аварийных состояний, например:



Читайте далее:
Администрация организации
Автоматическое редуцирующее устройство
Альвеолярных макрофагов
Автоматического переключения
Администрация предприятий учреждений
Автоматического управления
Алгебраических уравнений
Автоматическую сигнализацию
Автоматики телемеханики
Автоматизация технологических
Автоматизации производства
Автоматизацию производственных
Автомобильного транспорта
Автомобилей тракторов
Автономных источников





© 2002 - 2008