Автоцистерн сжиженным



Наибольшую опасность представляют собой смеси ацетилена с воздухом и кислородом. Пределы взрываемости смеси ацетилена с воздухом составляют 2,2—100% (об.), а смеси ацетилена с кислородом 2,5—100% (об.). Максимальная скорость распространения пламени при горении ацетилено-воздушной смеси и содержании ацетилена 9,4% (об.) составляет 1,69 м/с, а при горении ацетилено-кислородной смеси и содержании 25% (об.) ацетилена 13,3 м/с. Смесь ацетилена с хлором и другими окислителями может взрываться под воздействием источника света. Поэтому в промышленных условиях принимают меры, позволяющие избежать возможности образования смесей ацетилена с газами-окислителями.

На заводе синтетического каучука в цехе получения ацетилена из карбида кальция, в отделении отстоя и осветления шламовой воды, произошел взрыв ацетилено'-воздушной смеси в отстойнике «Дорра», в котором отстаивается шламовая вода, насыщенная ацетиленом, с последующим возвратом осветленной воды в промывную колонну / отделения регенерации ацетилена (рис. 2). Ацетилен, получаемый в ацетиленовом генераторе, выходит из генератора при 130—140 °С и поступает на охлаждение в промывную колонну /, орошаемую осветленной водой, которая подается насосом из отделения отстоя шлама. После охлаждения ацетилен

Слесарь, получив задание, отремонтировал редуктор вышедшей из строя мешалки и стал стальным тросом чистить засорившуюся сливную трубу. В это время произошел взрыв. Причина взрыва — накопление ацетилено-воздушной смеси внутри отстойника «Дорра». Очевидно, при протаскивании стального троса через сливной штуцер в результате трения возникла искра, что и привело к взрыву.

Зафиксированы случаи попадания воздуха в систему через барометрический стакан с последующим загоранием образовавшейся ацетилено-воздушной смеси (содержащей более 10% кислорода) в трубопроводах ацетилена. Это объясняется тем, что при увеличении скорости подаваемого газа в барометрической емкости создается избыточное давление, превышающее барометрическую высоту жидкости. При этом в оказавшийся под вакуумом барометрический стакан вследствие выдавливания из него жидкости в систему через переливные линии засасывается воздух. Поэтому для предупреждения аварии следует предусматривать трубопроводы достаточного сечения, чтобы сопротивление выходу газа было минимальным и была исключена возможность чрезмерного повышения давления в барометрических емкостях. Для ограничения разового поступления большого количества газа в аппарат устанавливают диафрагмы на трубопроводах азота, подаваемого в различные бачки для выдавливания конденсата в барометрический стакан.

При транспортировании и раскупорке барабанов с карбидом кальция всегда необходимо учитывать возможность присутствия в них взрывчатой ацетилено-воздушной смеси, образовавшейся в результате нарушения герметичности барабанов и попадания в них влаги. Поэтому ацетиленовые станции производительностью 80 м3/ч и более должны быть оснащены средствами механизированной раскупорки барабанов. Для вскрытия барабанов вручную на станциях малой производительности должны применяться латунные зубила, ножи и молотки из твердой резины или из других материалов, не дающих искры при ударах. Крышки барабанов по линии резов должны смазываться тавотом.

На одной из наполнительных станций загорелся ацетилен, что привело к пожару и взрыву баллонов с ацетиленом в наполнительном отделении. Авария произошла в результате разрыва одного из резиновых рукавов с металлическими внутренними оплетками, истечения ацетилена высокого давления через разрушенный рукав и воспламенения ацетилено-воздушной смеси.

Известен случай взрыва при использовании цианплава в качестве полупродукта для получения синькалия. Цианплав засыпали через открытый люк в аппарат-растворитель. Во время очередной загрузки цианплава в растворителе произошел взрыв. Силой взрыва оторвало крышку люка, разрушило коммуникации, подводящие к аппарату пар и воду; рабочий, загружавший циан-плав, был тяжело травмирован. Причина взрыва — образование ацетилено-воздушной смеси в газовой фазе растворителя, что обусловлено повышенным -содержанием в загруженном цианплаве остаточного карбида кальция. Взрыву способствовало нарушение режима загрузки; не было создано давление водяного пара в газовой фазе, исключающее возможность попадания в аппарат воздуха. Импульсом взрыва послужила искра от удара железного барабана, из которого засыпали цианплав, об открытый люк крышки растворителя.

Рис. 2.2. Вид ацетиленового газгольдера после взрыва ацетилено-воздушной

10 сентября 1990 г. в 11 ч 20 мин разрушилась стенка резервуара, что повлекло за собой лавинообразный сход воды из него, вызвавшей падение колокола. При этом произошли образование и взрыв ацетиленовоздушной смеси с последующим загоранием ацетилена. Общий вид разрушенного водяного резервуара, деформированного и опрокинутого колокола показан на рис. 2.2 (на поверхности земли видны обломки кирпичной стены, разрушенной вследствие гидравлического удара при разрыве водяного резервуара и взрыве газовоздушной смеси).

В реальных премышленных условиях возможна и другая последовательность стадий возникновения и развития аварии. Например, произошел взрыв ацетилено-воздушной смеси в помещении электроподстанции, здание которой примыкало к компрессорному отделению производства винилацетилена. Вначале отключили подачу электроэнергии вследствие неисправности в энергосистеме завода. Авария должна была ограничиться остановкой производства. Однако при остановке газовых водо-кольцевых компрессоров ацетилен из .системы высокого давления стал поступать в приемный коллектор, так как отсутствовали обратные клапаны на линии нагнетания. Газ через гидрозатвор, установленный на всасывающей стороне компрессора и не рассчитанный на возможное повышение давления в системе, стал выходить наружу, что привело к загазованности территории в районе электроподстанции. Поскольку вентиляторы, обеспечивающие избыточное давление воздуха в электроподстанции, остановились, помещение заполнилось ацетиленом! Однако и в этих условиях взрыва могло не произойти, если бы дежурный персонал не принял ошибочного решения: подать напряжение со стороны энергосистемы на эту подстанцию, которая была автоматически обесточена в начале возникновения

аварии. Таким образом, взрыв ацетилено-воздушной смеси в здании электроподстанции был результатом стечения неблагоприятных обстоятельств: авария на линии электропередачи; неподготовленность технологической схемы для безаварийной остановки производства (на линии нагнетания компрессоров отсутствовали обратные клапаны, что привело к утечке газа через гидрозатвор); отсутствие надежного резервного источника электропитания аварийных вентиляторов, обеспечивающих подпор воздуха в помещении электроподстанции, что привело к его загазованности; ошибки, допущенные дежурным персоналом при ликвидации аварии, из-за которых последовал взрыв.
941. По окончании заполнения баллонов и автоцистерн сжиженным газом сброс газа из шланга должен производиться на свечу, установленную в месте, обеспечивающем безопасные условия для рассеивания газа.

планов по наполнению баллонов и автоцистерн сжиженным газом, а также пере-дачу в ремонт н периодическое освидетельствование сосудов, работающих под давлением.

14. Для заполнения автоцистерн сжиженным газом необходимо:

опробование в работе всех компрессоров и насосов; заполнение баллонов и автоцистерн сжиженным газом,

IV-B-257. Наполнение автоцистерн сжиженным газом и заправка газобаллонных автомашин осуществляются одним оператором, обслуживающим наполнительные и заправочные колонки. Оператор непосредственно подчиняется мастеру наполнительного цеха.

ИНСТРУКЦИЯ ПО НАПОЛНЕНИЮ АВТОЦИСТЕРН СЖИЖЕННЫМ ГАЗОМ

1. Настоящая Инструкция разработана для персонала, обслуживающего колонки по заполнению автоцистерн сжиженным газом (начальника службы, мастеров, операторов и водителей), в соответствии с «Правилами эксплуатации КБ и ГНС сжиженных углеводородных газов» И «Правилами безопасности в газовом хозяйстве».

V. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НАПОЛНЕНИИ АВТОЦИСТЕРН СЖИЖЕННЫМ ГАЗОМ

Инструкция по наполнению автоцистерн сжиженным газом , , . 206

V. Техника безопасности при наполнении автоцистерн сжиженным газом...... ........ 21°

941. По окончании заполнения баллонов и автоцистерн сжиженным газом сброс газа из шланга должен производиться на свечу, установленную в месте, обеспечивающем безопасные условия для рассеивания газа.




Читайте далее:
Администрация предприятия организации
Автоматизацией производства
Автоматизации технологических
Автомобильный транспорт
Администрацией организации
Алкогольное опьянение
Автономной республики
Аустенитных нержавеющих
Администрации организации
Администрации предприятия учреждения
Административные помещения
Административной ответственности
Административно конторских
Административно технических работников
Адсорбции углеводородов





© 2002 - 2008