Изученном диапазоне



Принцип сознательности усвоения знаний заключается в том, чтобы добиваться не только заучивания и запоминания изучаемого материала, но и осмысления его, умения разбираться в сущности фактов и законов, которым эти факты подчиняются. Знания, основанные только на «зубрежке», непрочны и малоэффективны.

Лица, прошедшие обучение <в специальных учебных заведениях, периодически -вынуждены пополнять свои знания в связи с переходом на новое оборудование, введением новых технологических процессов, новых правил и инструкций по технике безопасности и т. д. В этом случае объем изучаемого материала может быть также очень большим-, и его усвоение в отведенные сроки вызывает затруднения.

Учебный материал в разветвленной программе разбивают «а дозы объемом в 0,5—1,0 стр. После каждой дозы следуют контрольные задания по пройденному материалу. Форма этих заданий: вопросы с наборами предполагаемых ответов (альтернатив), среди которых ~один верный, а от 1 до 4 ответов неверных или неполных (возможно и наоборот: один неверный и от 1 до 4 верных). В зависимости от того, какую из предложенных альтернатив выберет обучающийся в качестве правильной (или неправильной), ему тут же дается указание о продолжении деятельности: если ответ оказался -веряым, его отправляют к следующей учебной дозе, если неверным — дают разъяснение или отсылают вновь —кпройденному учебному материалу. Примером такой обучающей программы могут служить «учебники с перепутанными страницами», издающиеся .в нашей стране и за рубежом. В таком учебнике, например, первая доза - изучаемого материала может находиться на 20-й стр., *~~5 контрольных вопросов с 20 альтернативами — на 24-й ;. стр., а ответы и разъяснения на эти 20 альтернатив бу-J—дут разбросаны с 5-й стр. до 105-й. Учащийся сам выби- рает метод изучения материала.

В нашей стране получила признание комбинированная обучающая программа, где при линейном задании материала все учащиеся проходят одну и ту же последовательность обучения в соответствии с разветвленной ^формой вопросов, альтернатив и ответов. Обычно на од-у дозу изучаемого материала предлагается 5 вопросов 3—5 альтернативами на каждый вопрос.

В последнее время все в большей мере используется программированное обучение, которое дает возможность оформить учебный материал в виде обучающей программы. Кроме того, оно способствует повышению активности обучаемых, рациональному использованию рабочего времени, более полному усвоению изучаемого материала и использованию для этих целей современных технических средств как для интенсификации обучения слушателей, так и для повышения качества труда преподавателей.

Из огромного объема информации должен быть выбран материал, изучение которого позволит сформировать у обучаемого четкое понимание источников возникновения конкретной опасности, а также устойчивые знания методов и средств ее минимизации. Очевидно, для методически правильного выбора изучаемого материала необходимо опираться на концептуальные предпосылки, важнейшими из которых являются следующие:

Такая формулировка больше отвечает учебному назначению инструкции с точки зрения психологического фактора в усвоении изучаемого материала.

На занятиях преподаватели должны применять разнообразные методы обучения, способствующие сознательному и прочному усвоению изучаемого материала, широко использовать наглядные пособия (таблицы, схемы, чертежи и т. д.), а также нормативную литературу, касающуюся эксплуатации оборудования, на котором будут работать обучающиеся.

Повышение качества профессиональной подготовки рабочих и интенсификация процесса обучения их возможны только с применением технических средств. Они позволяют в большой степени ловысить наглядность обучения, формулировать строгие и полные понятия, освободить время преподавателя от механической работы, установить более строгий, объективный и систематический контроль за усвоением изучаемого материала.

Повышение качества профессиональной подготовки рабочих и интенсификация процесса обучения их возможны только с применением технических средств. Они позволяют в большой степени повысить наглядность обучения, формулировать строгие и полные понятия, освободить время преподавателя от механической работы, установить более строгий, объективный и систематический контроль за усвоением изучаемого материала.

При работе с токсическими и радиоактивными веществами бывает важно определить возможность и степень загрязнения ими кожных покровов, спецодежды, а также строительных конструкций, оборудования. Для этого растворяющей или смывающей данное вещество жидкостью удаляют его с поверхности и химическим путем устанавливают его содержание в смывах. Для изучения загрязнения спецодежды на различные участки последней нашивают кусочки исследуемой ткани определенного размера и через установленные сроки пользования'такой спецодеждой их отпарывают, смывают и в смывах производят количественное определение данного вещества. Для выявления сорбции вредных веществ отделочными и другими строительными материалами вырезают кусочки последнего из стен, потолка, пола и других элементов изучаемого цеха, взвешивают и в нем определяют наличие данного вещества. Чтобы определить степень сорбции во времени, можно провести такой несложный эксперимент: в герметично закрывающуюся емкость помещают изучаемое токсическое вещество, определяя его концентрацию в этой емкости, и несколько кусочков одинакового веса изучаемого материала так, чтобы они не соприкасались между собой (чаще подвешивают). Через разные, заранее установленные сроки извлекают поочередно по одному кусочку материала и определяют в нем наличие изучаемого токсического вещества.
В изученном диапазоне расстояний взрьш в среде с пористостью 18* также приводит к ухудшению проницаемости. Минимальное значен> Г/Г0 отмечается в ближайшем к полости исследованном интервале, i холящемся на f «в 0,24 м/кг1/3, где фильтрационные характеристи. снижаются в 5-6 раз по отношению к исходным. Внешняя граница и маненных фильтрационных свойств, на которой отношение Г/Г0 =:, соответствует, г = 1,4 м/кг1/3.

Мы изучили горение тэна при более высоких давлениях. Из рис. 12 видно, что скорость горения тэна во всем изученном диапазоне давлений линейно растет с увеличением последнего и может быть выражена уравнением им=0,0193р.

На рис. 54 представлены результаты опытов с небронированными образцами диаметром 7 мм. При добавлении к перхлорату аммония 1 °/о окиси кремния горение становилось устойчивым во всем изученном диапазоне давлений. Участок падения скорости горения с давлением на кривой и(р) исчезал. Что касается абсолютных значений скоростей горения, то в ин-

Что касается теплоподвода из газовой фазы, то он больше при горении смеси с полимером (см. рис. 67, кривая 4), чем с мономером (кривая 3), и разница между ними равна 10 кал/г. Общий вид зависимости теплоподвода от давления аналогичен зависимости для тепловыделения в конденсированной фазе. Теплоподвод из газовой фазы слабо возрастает с увеличением давления. Во всем изученном диапазоне давлений теплоподвод из газовой фазы для смесей больше, чем для чистого перхлората аммония (кривая 6).

Как видно из рис. 77, в области низких давлений наиболее эффективным катализатором горения нитрогуанидина является пятиокись ванадия (К = 2,4 при 20 ат), каталитическая эффективность которой с ростом давления резко уменьшается. Бихромат и бромид калия менее эффективны, причем эффективность бихромата калия падала с давлением, а для бромида калия, который при давлениях до 200 ат замедлял горение, значение К достигало максимума при 400 ат. Нитрат кобальта на горение нитрогуанидина практически не влиял, а комплексное соединение железа с пирокатехином ингибировало горение во всем изученном диапазоне давлений.

Наконец, остановимся детальнее на характере каталитического влия-ьия металлоорганических солей. Можно было ожидать, что при их сгорании будет получаться металл (или его окисел) в тонкодисперсном состоянии, и за счет этого каталитический эффект возрастет. Однако опыты показали, что все металлоорганические соли повышают нижний предел торения по давлению: в их присутствии нитрогуанидин начинает гореть лишь при 50—70 ат. Кроме того, все изученные органические катализаторы замедляли горение нитрогуанидина при давлениях до 400 ат,, а при более высоких давлениях эффективность органических солей меди была ниже, чем неорганических (оксинат меди даже замедлял горение практически во всем изученном диапазоне давлений). Из органических солей лишь эффективность салицилата натрия при давлениях выше 400 ат была больше, чем неорганической соли — хлорида натрия.

Добавление к нитрогуанидину хлоридов меди и свинца, а также бромида калия и нитрата кобальта (назовем их условно первой группой катализаторов) привело к резкому уменьшению значения В и увеличению v во всем изученном диапазоне давлений 7.

ное влияние на скорость его горения (см. рис. 84, а). Горение стехиометрической смеси перхлората аммония с железом (применялся тонкодисперсный порошок железа, восстановленного водородом) протекает (рис. 100) во всем изученном диапазоне давлений со значительно большей скоростью, чем для чистого перхлората, причем значения скоростей горения этой смеси совпадают со скоростями горения перхлората аммония с хромитом меди [79].

Влияние этих же катализаторов на горение смеси перхлората аммония с сахарозой показано на рис. 104. Для данной смеси оксинат меди более эффективен во всем изученном диапазоне давлений (кривая 2). Интерес-

Таким образом, каталитические эффекты при горении нитрата аммония велики и проявляются во всем изученном диапазоне давлений. Если первичным процессом распада при горении нитрата аммония является диссоциация его на аммиак и азотную кислоту [164], то ускорять горение будут добавки, которые или сами более энергично окисляют аммиак, или способствуют более быстрому образованию окисляющих агентов из первичных продуктов распада: например, окислов азота из азотной кислоты.

Наибольшее ускоряющее действие на распад нитрата аммония оказывает бихромат аммония, за ним следуют бихромат и хромат калия, хлориды натрия и бария и, наконец, нитрат калия. Таким образом, качественное согласие между влиянием добавок на термическое разложение и горение в большинстве случаев имеется, что касается количественного согласия, то оно наблюдается не всегда. Так, хлориды натрия и бария наиболее эффективно ускоряют горение селитры почти во всем изученном диапазоне давлений, однако при термическом распаде они в десятки раз менее эффективны, чем соли шестивалентного хрома. Возможно, что большая эффективность последних при горении нитрата аммония при атмосферном и низких давлениях связана с ускорением ими реакций термического распада, происходящих в расплавленном слое.



Читайте далее:
Интеграции инвалидов
Интегральных уравнений
Интегрируя уравнение
Интенсификации теплообмена
Интенсивное излучение
Интенсивное перемешивание
Интенсивного теплового
Интенсивность испарения
Изменения внутренних
Интенсивность теплообмена
Интенсивность выделения
Интенсивности напряжений
Изменение потенциала
Интересов работников
Интервале температур





© 2002 - 2008