Излучательная способность
Принцип систематичности обучения диктует изложение материала в соответствии с внутренней логикой предмета и в такой последовательности, при которой последующий материал вытекает и основывается на предыдущем.
В соответствии с принципом доступности обучение следует вести от более легкого материала к более трудному. При этом темп изучения должен быть доступен большинству в группе, а изложение материала соответствовать уровню подготовки и развития учащихся.
Изложение материала в учебнике дается в определенной методологической последовательности. Вначале анализируются возможные опасные и вредные производственные факторы, которые возникают при разработке и эксплуатации нового оборудования, внедрении технологических процессов, а также при техническом обслуживании и ремонте. Затем рассматриваются современные методы, средства и устройства, устраняющие опасные и вредные факторы или снижающие оказываемые ими последствия. Определяется соответствие этих методов требованиям действующих правил и нормативов. Описываются способы, средства или устройства, исключающие их опасное или вредное воздействие. Отдельно рассматриваются средства индивидуальной защиты работающих.
Изложение материала в учебнике дается в определенной методологической последовательности. Вначале анализируются возможные опасные и вредные производственные факторы, которые возникают при разработке и эксплуатации нового оборудования, внедрении технологических процессов, а также при техническом обслуживании и ремонте. Затем рассматриваются современные методы, средства и устройства, устраняющие опасные и вредные факторы или снижающие оказываемые ими последствия. Определяется соответствие этих методов требованиям действующих правил и нормативов. Описываются способы, средства или устройства, исключающие их опасное или вредное воздействие. Отдельно рассматриваются средства индивидуальной, защиты работающих.
Основной целью составления этой части учебного пособия является изложение материала с возможно большей научной интерпретацией известных устоявшихся стереотипов в дисциплинах, касающихся безопасности эргатических систем.
Полезная информация содержится в главе о радиозащитном действии соединений, призванных предотвратить поражения нейтронами. Особое внимание привлекает раздел, в котором обсуждаются возможности использования радиопротекторов у человека. Следует добавить, что изложение материала книги построено по четкому плану.
В целях лучшего усвоения содержания инструкций изложение материала должно соответствовать последовательности трудового процесса. Так, инструкция по технике безопасности по профессии должны включать следующие разделы: 1) введение; 2) общие положения; 3) обязанности до начала работы; 4) обязанности во время работы; 5) обязанности после работы; 6)' заключение. .
Цели обучения могут быть достигнуты при соблюдении основных дидактических принципов, разработанных на основе марксистско-ленинской методологии. Общепризнанными дидактическими принципами обучения являются: научность, доступность, системность, связь с практикой, сознательность и активность обучаемых при руководящей роли преподавателя, проблемность, наглядность, прочность знаний и др. Научность обучения предполагает систему знаний, установленных наукой. Требованием принципа доступности является учет уровня подготовленности слушателей и изложение материала на таком уровне и в таких формах, которые позволяют обучаемым активно усваивать материал. Системность состоит в изложении знаний в логической последовательности и взаимосвязи. Связь с практикой формирует умение применять полученные знания в практической деятельности. Сознательность, активность и проблемность являются условиями собственной познавательной деятельности обучаемого под руководством педагога. Наряду с общими требованиями дидактики при организации обучения по вопросам безопасности необходимо учитывать некоторые психологические особенности. При обучении следует учесть, что работающий может оказаться в экстремальных условиях, когда при ограниченном времени придется принимать ответственные решения.
Названия, соответствующие принятой в Организации Объединенных Наций практике, и изложение материала в настоящей публикации не являются выражением какого-либо мнения Международного бюро труда ни о правовом статусе любой страны, района или территории, или их властей, ни о делимитации их границ.
Названия, соответствующие принятой в Организации Объединенных Наций практике, и изложение материала в настоящей публикации не являются выражением какого-либо мнения Международного бюро труда ни о правовом статусе любой страны, района или территории, или их властей, ни о делимитации их границ.
Названия, соответствующие принятой в Организации Объединенных Наций практике, и изложение материала в настоящей публикации не являются выражением какого-либо мнения Международного бюро труда ни о правовом статусе любой страны, района или территории, или их властей, ни о делимитации их границ. ни от числа Фруда Яф/^ = 40 Fr1'5, справедливая для резервуаров и проемов любого диаметра. При горении в зазоре у высокой свободной стенки подвод воздуха к зоне горения оказывается односторонним, вследствие чего высота факела пламени возрастает (примерно в 2 раза). Вследствие незначительной оптической толщины пламени (не более 1 м) его излучательная способность существенно падает. Сокращением размеров пламени в резервуаре с плавающей крышей и понтоном, а также с частично подорванной стационарной крышей обусловлены существенные положительные эффекты в начальной стадии пожара: уменьшение скорости выгорания, исключение опасного прогрева жидкости и уменьшение теплового воздействия на соседние резервуары.
где <7ф — излучательная способность факела пламени; 8ф — степень черноты факела; С0 — константа излучения абсолютно черного тела; ф — коэффициент облученности, который рассчитывают исходя из определенной формы излучающей поверхности факела пламени и положения облучаемой поверхно'сти (конструкции соседних резервуаров) относительно пламени (табл.9).
Относительная излучательная способность поверхности реальных тел меньше единицы (е < 1) и может зависеть от длины волн. Она определяется следующим образом:
где Е^ - излучательная способность поверхности реального тела в диапазоне от \ до А. + d\.
Зависимость монохроматической излучательной способности от X для воображаемого реального тела показана на рис. 2.18, б. Удобно ввести понятие серого тела (или идеального неабсолютно черного тела) , для которого е не зависит от длины волны. Хотя оно является идеализацией реального положения вещей, его введение облегчает использование уравнения Стефана-Больцмана [ уравнение (2 .4) ] . Характерные значения е для твердых тел приведены в табл. 2.5. В соответствии с законом Кирхгофа относительная излучательная способность тела равна его по-глощательной способности. Это вытекает из первого закона термодинамики. Так, абсолютно черное тело является также и абсолютным поглотителем излучения с коэффициентом поглощения а = 1 .
Таблица 2.5. Относительная излучательная способность поверхностей различных материалов е1
могут иметь температуры, доходящие до 1100°С (1373 К), что соответствует максимальной излучательной способности в 20 Вт/см2 при е=1. Это верно в случае достаточно большой горючей нагрузки (иначе горения не будет, поскольку для достижения указанных температур требуется достаточное время) или в случае пожара, развитие которого не определяется размерами открытой для горения поверхности материалов (гл. 10). В работе [222] считается, что при выполнении этих условий область горения имеет излучательную способность 17 Вт/см2, в противном случае ее излучательная способность принимается равной 8,5 Вт/см2.
Принимая, согласно [222], что излучательная способность для каждого окна равна 17 Вт/см2, получим:
Характеристики объема газа, содержащего диоксид углерода и пары воды, отличаются от характеристик серого тела, поскольку относительная излучательная способность для него существенно зависит от длины волны (см. рис. 2.30). В работе [190] разработан эмпирический метод, позволяющий определить относительную излучательную способность эквивалентного серого тела для объема горючего газа, содержащего указанные вещества (в работе рассматривались и другие газы, но для нас здесь важны именно С02 и Н20). Процедура основана на серии тщательных измерений теплового излучения горячего углекислого газа и паров воды (совместного и раздельного) при разных равномерно распределенных по объему температурах и парциальных давлениях, а также при разных формах объема излучающего газа. Известно, что относительная излучательная способность, соответствующая единственной длине волны, зависит от концентрации излучающего вещества и длины пути луча через излучающий газ, если смотреть на него со стороны приемника излучения (см. рис. 2.31). Первым шагом, предпринятым авторами работы [190], было определение эффективной общей излучательной способности С02 и водяного пара в зависимости от температуры для ряда значений произведения pL, где р — парциальное давление излучающего вещества, a L — средняя эквивалентная длина луча, которая зависит от геометрической формы объема газа (табл. 2.8). Соответствующие результаты приведены на рис. 2.32. Если парциальное давление излучаю-
щего вещества и средняя длина луча (в футах) известны, то эффективная излучательная способность серого тела может быть определена при любой температуре вплоть до 2000°С. Приведенные диаграммы применимы к газовым смесям с общим давлением в 1 атм, однако при любом точном анализе необходимо учитывать так называемый эффект ушире-ния под действием давления, который зависит от парциальных давлений излучающих веществ. Кроме того, требуется коррекция, обусловленная перекрыванием- диапазонов 4,4 мкм для С02 и 4,8 мкм для Н20. Указанные поправки подробно описаны в большинстве руководств по теплообмену (см.,например. [145]) и потому рассматриваться здесь не будут. Приведенный ниже пример необходим лишь для того, чтобы подчеркнуть, что несветящиеся пламена имеют очень низкие относительные из-лучательные способности. Погрешности, возникающие в результате неучета поправок, в давнных условиях незначительны.
Рис 2 32 Относительная излучательная способность двуокиси углерода при полном давлении 1 атм и почти нулевом парциальном давлении (а); относительная излучательная способность водяного пара при полном давлении 1 атм и почти нулевом парциальном давлении (б): 1 фут-атм = 0,305 м-атм. (Заимствовано из работы [ 208], результаты получены в работе [ 192])
Читайте далее: Инфракрасных излучений Изменения концентрации Изменения напряжений Изменения обстановки Инфракрасное излучение Изменения проницаемости Изменения сопротивления Изменения технологического Изменение электрического Измерительные трансформаторы Измерительными приборами Ингаляционному воздействию Изобретателям способствовать Изолированных помещениях Изолированном помещении
|