Железнодорожных платформах
21. Инструкция по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в железнодорожных цистернах. М., Недра, 1980. 32 с.
Сероуглерод-сырец и сероуглерод-ректификат хранят в баках (цистернах) емкостью до 50 м3 под слое"м воды. Баки располагают в специально оборудованных отдельно стоящих хранилищах. Транспортирование сероуглерода из цеха в цех или потребителю, находящемуся недалеко, осуществляют под давлением воды по трубопроводам. На дальние расстояния сероуглерод транспортируют и, в железнодорожных цистернах, автоцистернах, железных бочках.
Большие количества перекиси водорода перевозят в железнодорожных цистернах, внутренние поверхности которых полируют или пассивируют.
Типовая инструкция по наливу, сливу и транспортировке жидкого аммиака в железнодорожных цистернах. М., Химия. 1968. Типовая инструкция по организации безопасного ведения огневых работ на
Продолжительность горения и размеры огненных шаров определяются общей массой жидкости в емкости в момент взрыва. Аварии такого типа наиболее часты на железнодорожных цистернах и хранилищах сжиженных газов. Отдельные огненные шары охватывают поверхность земли радиусом 60 м с воспламенением горючих материалов в радиусе 350 м. Такие аварии могут вызвать катастрофические последствия, так как от теплового излучения огненных шаров возможно воспламенение других объектов. Кроме того, образование огненных шаров часто сопровождается мощной ударной волной сжатого газа.
Подобные аварии происходили при полимеризации винил-хлорида и других мономеров, в хранилищах* хлоропрена и в железнодорожных цистернах с жидким хлором, углеводородами и другими активными соединениями, когда <в них ошибочно закачивали вещества, взаимодействующие с содержащимися в них продуктами. При значительном превышении тепловыделения по сравнению, с теплоотводом при таких авариях происходит полное раскрытие технологической системы, при котором резко уменьшается давление, снижается скорость химической реакции или она совсем прекращается. В этом случае общий энергетический потенциал составляет сумму эквивалентов энергий сгорания паров (газов), находящихся над жидкостью и образующихся % результате испарения под действием тепла перегрева жидкости до тем'пературы, соответствующей критическим условиям разрушения системы.
При высоких температурах и давлениях высвобождение энергии перегрева жидкого хлора, как и других сжиженных газов, имеет взрывной характер. "При этом создаются благоприятные условия для диспергирования жидкости и интенсивного ее испарения за счет теплоотдачи из окружающей среды. При аварийных нарушениях герметичности сосудов с жидким хлором, находящихся на открытых площадках и особенно в районах с жарким климатом, за короткое время можег произойти полное испарение жидкого хлора и образование наземного газового облака. Поэтому необходимо стремиться к максимальному снижению температуры и давления жидкого хлора в хранилищах; эти хранилища должны иметь надежное ограждение с целью уменьшения площадей разлива жидкости при аварийных ситуациях; требуется создание условий для минимальной скорости теплоотдачи от поверхности жидкости; должны быть сведены к минимуму объемы перевозок жидкого хлора в железнодорожных цистернах и мелкой таре.
За последние 20 лет в СССР количество жидкого хлора, хранящегося на заводских складах, возросло *с 200 до 2000 т при увеличении единичных объемов аппаратуры и транспортных средств, в 5—6 раз возросли объемы перевозок жидкого хлора. Ежемесячно в железнодорожных цистернах вместимостью 60 т транспортируется до 100 тыс. т жидкого хлора на расстояния до 3000 км; в пути следования и на станциях находится одновременно более 2500 железнодорожных цистерн с жидким хлором. Однако меры по снижению опасности возникновения аварий не были приняты, а в южных районах в связи с размещением складов на открытых площадках опасность возросла. Например, энергетические потенциалы, выраженные в тротиловых эквивалентах, возросли до 8000 кг на складах и до 500 кг на единичных сборниках жидкого хлора.
приводит к аварийным выбросам. При регламентированном уровне заполнения и отсутствии внутренних и внешних источников энергии для повышения давления в сосудах до пределов прочности оболочки установка предохранительных клапанов становится бессмысленной. Это подтверждается и тем, что при железнодорожных катастрофах пробоины в оболочке происходят при одновременном отрыве клапанного узла от сосуда. Для снижения интенсивности парообразования разлитого жидкого хлора за счет теплопритока из окружающей среды при аварийных ситуациях предлагалось перевозить жидкий хлор в охлажденном состоянии в железнодорожных цистернах с эффективной вакуумной термоизоляцией. Это позволило бы существенно снизить уровень поражения хлором при авариях на транспорте. К сожалению, в отечественной промышленности эти предложения пока не реализованы. От переполнения и воздействия гидравлического давления часто происходят разрушения контейнеров жидкого хлора вместимостью 1 т, которые широко используются в разных отраслях народного хозяйства, где отсутствуют специалисты, имеющие необходимые знания по безопасной работе с хлором. Число таких потребителей жидкого хлора в мелкой таре велико. При этом опасность усугубляется тем, что контейнеры с жидким хлором часто находятся в неприспособленных местах. Известны случаи, когда контейнеры сгружают на необорудованных и безнадзорных открытых площадках вблизи крупных* населенных пунктов, что создает опасность интоксикации населения при возможных гидравлических разрушениях сосудов. Разрушения контейнеров также опасны, хотя они имеют меньшие объемы, чем железнодорожные цистерны и стационарные резервуары жидкого хлора. Рассмотрим одну из многих характерных аварий.
Выбросы в атмосферу больших масс,аммиака по данным, опубликованным в зарубежной печати, были связаны с разрушением трубопроводов (50%), стационарных резервуаров (20%), железнодорожных цистерн (20%), автоцистерн (10%). При этом массы образующихся облаков составляли при авариях на трубопроводах 600—180 т, резервуарах—160—40 т, железнодорожных цистернах — 90—75 т, автоцистернах — 20 т. Точных данных о зависимости числа погибших от массы газового облака нет. Например, при массе образовавшегося облака 600—'270 т погибших не было. В то же время при аварии на стационарном резервуаре (масса облака 38 т) погибли 18 человек, на железнодорожной цистерне (90 т)—9 человек, на автоцистернах (19 т)—в двух случаях по 6 человек, а при аварии на одном стационарном резервуаре (масса облака 90 т) погибших не было. Это объясняется различными моделями аварийных ситуаций, внезапностью возникновения и временем развития аварий, местонахождением и числом людей, оказавшихся в зоне высоких концентраций аммиака. Однако с уверенностью можно утверждать, что при прочих равных условиях поражающая способность сжиженного аммиака находится в прямой зависимости от начальных энергетических параметров жидкого аммиака и скорости высвобождения
ограничены, а необходимость такого хранения должна научно и технологически обосновываться в каждом конкретном случае. Скопление на производственных площадях огромных масс опасных продуктов обусловлено в ряде случаев неритмичной отгрузкой их потребителям, нечеткой работой железнодорожного транспорта и т. д. Поэтому неизбежно требуется создавать дополнительные мощности по переработке потенциально опасных веществ на местах их производства в продукты (полупродукты), безопасные или менее опасные для временного их хранения или использования. Так, при перебоях с отгрузкой жидкого хлора на производственных площадях хлорных заводов скапливается до 2000 т жидкого хлора на промежуточных складах и в железнодорожных цистернах. Исключить или по крайней мере ограничить столь огромный потенциал опасности возможно путем переработки избытка хлора в менее опасный продукт, например в дихлорэтан, для временного его хранения или переработки в безопасные хлорвиниловые смолы. Пример. Грузчики начали работать на железнодорожных платформах (/Сосл —1,5) через 3 ч после взрыва; уровень радиации на территории разгрузочной станции в это время 30 Р/ч. Определить допустимую продолжительность пребывания установлена экспозиционная доза излучения 40 Р. р> р/"
Работа магнитной шайбой и грейферам представляет опасность: могут упасть с высоты тяжелые куски материала, может ударить шайбой, грейфером. Поэтому запрещается допускать людей в опасную зону работы шайбы или грейфера в радиусе 3—5 м, размагничивать шайбу, раскрывать грейфер с материалом на высоте. Запрещается также пребывание людей, в том числе чальщиков, на железнодорожных платформах и автомашинах, в бункерах, в закромах при загрузке материалов магнитам или грейфером.
Железнодорожные цистерны, наполненные сжиженными газами, а также бочки с газами, установленные на железнодорожных платформах, транспортируются в сопровождении проводника, знакомого со свойствами перевозимого продукта, умеющего пользоваться защитными средствами и владеющего слесарными навыками. Бочки следует прочно закреплять на платформе и предохранять от действия солнечных лучей и от местного нагревания. К обслуживанию цистерн и бочек допускаются только специально обученные лица *.
Железнодорожные цистерны, наполненные'сжиженными газами, а также бочки с газами, установленные на железнодорожных платформах, транспортируются в сопровождении проводника, знакомого со свойствами перевозимого продукта, умеющего пользоваться защитными
Тяжеловесное оборудование и машины перевозятся на железнодорожных платформах, судах, трайлерах с тракторами или автомобилях. Цогрузку и выгрузку оборудования выполняют кранами соответствующей грузоподъемности, крупных машин (экскаваторов, автокранов, трубоукладчиков, бульдозеров, тракторов) — своим ходом, используя для этого специальные устройства (высокие платформы, пандусы). Если таких устройств на железнодорожной станции нет, их из брусьев, бревен или шпал сооружает строительная организация. Брусья и шпалы надежно скрепляют болтами и скобами против их смещения под нагрузкой. Перед погрузкой деревянный пандус должен быть тщательно осмотрен производителем работ или мастером, который дает разрешение на погрузку.
Бульдозеры на большие расстояния перевозят на железнодорожных платформах, производя погрузку своим ходом и укрепляя на платформе растяжками и крепежными брусьями (рис. 38). Таким же способом осуществляют перевозку на большие расстояния экскаваторов (рис. 39) и трубоукладчиков (рис. 40).
Бревна, прибывшие на железнодорожных платформах, обычно разгружают автокранами или автопогрузчиками. При отсутствии кранов выгрузку можно производить простейшими приспособлениями, например системы Петухока (рис. 46). В этом приспособлении к одному концу цепи 1 длиной 1,2м прикреплен стержень длиной 3150 мм из проволоки диаметром 6 мм, сложенной вдвое, с кольцом на конце диаметром 10—12см. Нацепи устраивается замок: к четвертому звену ее (от стержня) приваривают рычаг 2, к третьему — прикрепляют срывное кольцо 4, которое надевается на конец рычага, благодаря чему цепь образует кольцо. К этому кольцу кренят тягу <>, которая служит для открывания замка. На конце тяги 6 имеется кольцо диаметром 15—20 см. Чтобы предупредить открывание замка, в рычаге 2 имеется отверстие, в которое вставляется штифт.
9-4-1. Железнодорожные цистерны, наполненные сжиженными газами, а также бочки с сжиженными газами, установленные на железнодорожных платформах, должны транспортироваться в соответствии с Правилами перевозки грузов по железным дорогам СССР.
Железнодорожные цистерны, наполненные сжиженными газами, а также бочки с газами, установленные на железнодорожных платформах, транспортируются в сопровождении проводника.
9-4-1. Железнодорожные цистерны, наполненные сжиженными газами, а также бочки с сжиженными газами, установленные на железнодорожных платформах, должны транспортироваться в соответствии с Правилами перевозки грузов по железным дорогам СССР.
7. При транспортировке на открытых железнодорожных платформах, в кузовах автомашин или на полках гужетранспорта баллоны должны быть надежно защищены от действия солнечных лучей. Рекомендуется покрывать перевозимые баллоны брезентом в два слоя.
Читайте далее: Жидкостей находящихся Жидкостей приведены Железнодорожный транспорт Железнодорожном транспорте Железнодорожных автомобильных Железобетонные конструкции Желательно использовать Жидкофазное окисление
|