Непрерывно увеличивается
Автомобильный транспорт также является источником загрязнения атмосферы. Так как число автомобилей непрерывно возрастает (в 1990 г. в мире эксплуатировали 420 млн. автомобилей, а в 2000 г. их число достигнет 520 млн.), особенно в крупных городах, то растет и валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. Автотранспорт относится к движущимся источникам загрязнения, широко встречающимся в жилых районах и местах отдыха.
Цепная реакция самовоспламенения протекает различно в зависимости от того, сколько вторичных активных центров образуется на каждый израсходованный активный центр — один или больше одного. В первом случае общее число активных центров остается неизменным, и реакция протекает с постоянной (для данных температуры и концентрации) скоростью, т.е. стационарно. Во втором случае число активных центров непрерывно возрастает, цепь разветвляется и реакция самоускоряется.
Характер протекания цепной реакции существенно различен в зависимости от того, сколько вторичных активных центров образуется при элементарной реакции активного центра (на одном звене цепи): один или больше одного. В первом случае общее число активных центров остается неизменным, реакция протекает с постоянной (для данных температуры и концентрации) скоростью, т. е. стационарно. Во втором случае число активных центров •непрерывно возрастает, и реакция самоускоряется. Цепные реакции первого типа называются неразветвленными, второго — разветвленными.
Помимо волн сжатия, возможно образование и волн разрежения. В нашем примере их вызывает движение поршня не вправо, в сторону исследуемого газа, а влево. В реальных условиях они возникают, например, в сжатом неподвижном газе после разрушения заключающей его оболочки, либо при интенсивном охлаждении одного из концов трубы, содержащей нагретый газ. Однако изменение свойств в волне разрежения, в отличие от волны сжатия, не является резким. Волна разрежения движется по более плотному газу в сторону, противоположную движению газа. Скорость каждого последующего импульса разрежения по этой причине меньше предыдущего. По этой же причине распространение волны разрежения имеет нестационарный характер и ширина зоны изменения давления непрерывно возрастает.
По мере понижения температуры равновесной паро-газовой смеси значение коэффициента избытка окислителя непрерывно возрастает. При определенной минимальной температуре в точке пересечения кривых для пределов взрываемости и изменения равновесного состава смесь становится взрывчатой. Как показывает сопоставление кривых, в том случае, когда общее давление равно 18 am, это происходит при температуре около 120° С.
Для рассматриваемой тонкой зоны кондуктивного теплоотвода, в пределах которой уравнения (9.1) и (9.3) остаются в силе, градиент температуры непрерывно возрастает от нуля (при Тг = Ts) до некоторого постоянного значения, соответствующего режиму, при котором Ф «» 0 (в силу экспоненциальной зависимости скорости реакции от температуры). Это предельное значение градиента температуры (dT/dx)Kp, а значит и соответствующего теплового потока дкр из зоны реакции, можно найти интегрированием уравнения (9.3) в сделанных предположениях. Распространяя интегрирование до Т = =. Т0 (поскольку здесь Ф я» 0), запишем
Наклонная форма пламени в горизонтальной трубе обусловлена большим различием плотностей исходной среды и продуктов сгорания. Фронт пламени является границей раздела этих двух сред. Чтобы пояснить последствия различия их плотностей, воспользуемся следующей аналогией. В горизонтальной трубе (рис. 9, а) находятся две несмешивающиеся жидкости разной плотности, например ртуть (справа) и вода (слева), разделенные вертикальной перегородкой. Если перегородку удалить, то различие плотностей вызывает движение жидкостей: тяжелая ртуть потечет «алево и вниз, вода будет располагаться иад ртутью, двигаясь направо и вверх. Граница раздела окажется наклоненной вперед, ее поверхность непрерывно возрастает (рис. 9,6). Аналогичные потоки возникают при горении газа, однако превращение тяжелой горючей среды в легкие продукты реакции препятствует неограниченному увеличению поверхности пламени, размеры и форма которого становятся стационарными. Отклонение верхнего участка фронта пламени в сторону-продуктов сгорания обусловлено торможением газа около стенки под влиянием трения.
Было сделано много попыток установить причины стабилизации дефлаграции, препятствующие ускорению пламени. Эта задача по существу не решена до настоящего времени. Во все более усложняющихся разработках теории автотурбулизации [178— 181] были учтены различные эффекты, способные стабилизировать пламя. Учитывали особенности, возникающие в «скривленном пламени, когда возмущения уже нельзя считать малыми, в связи с изменением ип перед искривленным фронтом, а также действием диосипативных сил. Экспериментальные исследования автотурбулизации горения по необходимости проведены со сферическим пламенем, для которого, в отличие от плоского пламени, непрерывно возрастает длина волны возмущения. Было показано, что для сферического пламени теоретическое предельное значение Re может быть 'больше, чем для плоского, достигая, по-видимому, 103.
Число химических веществ в окружающей человека среде непрерывно возрастает. В 1966 г. Borbelly сообщил, что общее количество их достигло 10000 и продолжает увеличиваться.
Однако даже.Х. М. Верной,1 четко сформулировавший положение о том, что единственным удовлетворительным методом изучения утомления следует в настоящее время признать измерение самой работы, под давлением им же накопленных фактов вынужден вносить в него ряд оговорок. К таким фактам, в частности, относятся наличие ряда профессий, у которых производительность труда непрерывно возрастает от обеденного перерыва, несколько снижается в результате отдыха и вновь нарастает до конца смены. Такая, в частности, динамика производительности труда была отмечена Верноном у рабочих, занятых штамповкой в течение 9 ч в день. В более поздних исследованиях А. П. Бру-жеса 2 было отмечено отчетливое увеличение производительности труда во второй половине смены у распиловщиков бревен. В. С. Раевский 3, классифицируя типы кривых, отражающих динамику производительности труда, выделяет один, для которого характерен его высокий уровень в течение всей смены.
Автомобильный транспорт также является источником загрязнения атмосферы. Так как число автомобилей непрерывно возрастает (в 1990 г. в мире эксплуатировали 420 млн. автомобилей, а в 2000 г.— 520 млн.), особенно в крупных городах, то растет и валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. Автотранспорт относится к движущимся ис- Значимость проблем в системах безопасности непрерывно увеличивается, поскольку растет не только число, но и энергетический уровень негативных воздействий. Если уровень влияния естественных негативных факторов практически стабилен на протяжении многих столетий, то большинство антропогенных факторов непрерывно повышает свои энергетические показатели (рост напряжений, давлений и др.) при совершенствовании и разработке новых видов техники и технологии (появление ядерной энергетики, концентрация энергоресурсов и т.п.).
воздухом взрыва вообще не наблюдается. В этом случае при воспламенении газо- или паровоздушной смеси от места инициирования с дозвуковой скоростью будет распространяться «волна горения». Так как распространение пламени происходит со сравнительно низкой дозвуковой скоростью, в волне горения давление не повышается. В таком процессе имеет место только расширение продуктов горения за счет их нагрева в зоне пламени, и давление успевает выравняться по всему объему. Медленный режим горения облака с наружной поверхности с большим выделением лучистой энергии может привести к образованию множества очагов пожаров на промышленном объекте. При оценке разрушительного действия взрыва газового облака в открытом пространстве необходимо определить избыточное давление (скоростной напор) во фронте пламени. Если пламя распространяется от точечного источника зажигания в неограниченном пространстве, то оно имеет форму, близкую к сфере радиуса г, который непрерывно увеличивается по закону
Наибольшее влияние на размеры зоны загазованности оказывает ветер. При скорости ветра около 1 м/с зона загазованности сравнительно невелика и не изменяется во времени, если расход газа остается постоянным. Наиболее опасным является истечение газа в безветренную погоду, когда зона загазованности непрерывно увеличивается во времени и может достигать нескольких сотен метров.
Необходимо отметить, что описанный стационарный процесс распространения пламени может сохраняться лишь на относительно небольшом участке трубы. В дальнейшем же усиливающееся трение о стенки при истечении продуктов сгорания начинает приводить к поджатию горючей смеси на величину, определяемую гидравлическим сопротивлением участка трубы, занятого истекающими продуктами сгорания, а поскольку длина этого участка непрерывно увеличивается по мере распространения пламени, увеличивается и степень поджа-тия горючей смеси. Если же труба открыта и с другого конца, то описанный выше механизм трения истекающих продуктов, сгорания о стенки трубы приводит в движение и столб горючего газа. Причем между скоростями движения горючего газа и продуктов сгорания устанавливается такое динамическое равновесие, что гидравлические сопротивления движению каждого из газов по своим участкам трубы одинаковы.
Ползучесть материала предохранительных мембран проявляется в том, что в процессе длительного воздействия нагрузки давление срабатывания мембраны уменьшается, приближаясь к рабочему. Если условия работы мембраны характеризовать степенью нагружения т, представляющей собой отношение рабочего давления к давлению срабатывания, то в процессе работы величина ч] непрерывно увеличивается от своего начального значения т]о до единицы, как показано на рис. 3.20. Штриховыми линиями показано изменение t\ при различных его начальных значениях. При т] = 1 происходит срабатывание мембраны, и поэтому срок ее службы равен т. Чем меньше величина 1—т], тем быстрее протекает процесс ползучести и тем больше скорость уменьшения величины 1—г\. Скорость уменьшения 1—ц в каждый текущий момент времени характеризуется тангенсом угла ее. Угол ос с течением времени непрерывно увеличивается и к концу срока службы мембраны приближается к л/2, т. е. уменьшение 1—т] к этому времени становится
Если пламя распространяется от точечного источника зажигания в неограниченном пространстве, то оно имеет форму, близкую к сфере радиуса г, который непрерывно увеличивается по закону
Наибольшее влияние на размеры зоны загазованности оказывает ветер. Если скорость ветра около 1 м/с зона загазованности сравнительно невелика и при постоянном расходе газа не изменяется во времени. Наиболее опасным является истечение газа в безветренную погоду, когда зона загазованности непрерывно увеличивается во времени и может достигать нескольких сотен метров. Значение длины зоны загазованности по направлению ветра может быть подсчитано по приближенной формуле
. Обмерзание обсадных труб льдом и заклинка в них колонкового набор а. На внутренней стороне обсадных труб образуется ледяная корка, толщина которой непрерывно увеличивается, поэтому при спуске или подъеме буровой снаряд может заклиниться. Очистка обсадных труб от ледяной корки производится прокачиванием через них раствора с температурой 10—15° С при одновременном вращении бурильной колонны.
При бурении очень плотных и вязких глин транспортируемая шнеками порода налипает на стенки скважины. Толщина этого слоя, обладающего значительной прочностью, непрерывно увеличивается. Винтовые кромки шнеков при вращении срезают часть глины, что приводит к увеличению трения между шнеко-вой колонной и стенками скважины и, в конечном счете, к прихвату инструмента. При этом вращение прекращается, но шнеки иногда легко могут быть подняты вверх. Для уменьшения трения в тресте Средазнефтегеофизика шнеки оснащались резцами, выступающими за кромки шнеков. При бурении, если началось заметное торможение шнеков, производится подъем колонны на высоту 2,0—2,5 м с последующим опусканием. Вращение при этом не прекращается, а резцы срезают налипший на стенки скважины слой глины. Такое расхаживание колонны иногда приходится производить через 1,0—1,5 м проходки.
При весьма малой электропроводности нефтепродуктов (-у->0 или т->оо) третий член дифференциального уравнения пропадает. В этом случае с удалением от начала трубопровода электрический заряд непрерывно увеличивается и при х-*~оо электрический заряд возрастает до бесконечности. Однако даже в таком идеализированном предельном случае увеличение электрического заряда до бесконечности невозможно.
Более спорной является задача формализации параметров и создания математических моделей комбинированного действия факторов. Многие специалисты в области физиологии и психологии полагают, что формальная система выдаст информацию такого произвольного характера, что она не будет представлять никакой ценности. И это предположение сделано не без оснований. Во-первых, в настоящее время симптомокомплексы физиологических и патологических состояний недостаточно формализованы, а число симптомов непрерывно увеличивается*; во-вторых, немыслимо, да и в обозримом будущем вряд ли представится возможным, выбрать такой комплекс факторов и регистрируемых параметров, которые наиболее адекватно отражали бы условия любой производственной
Читайте далее: Нагретыми поверхностями Невозможности устройства Невозможно полностью Неврологические нарушения Необходимо оборудовать Неукрепленного отверстия Незащищенные подвижные Незамерзающей жидкостью Независимого источника Незначительных количествах Незначительном количестве Низкочастотные колебания Номенклатурных мероприятий Номинальные допускаемые напряжения Номинальных параметрах
|