Официальных материалов



можных аварийных ситуаций на соответствующих участках технологических линий и объектов и недооценивают их опасность. Это связано с серьезным отставанием в системе обучения и подготовки персонала для работы в опасных условиях, а также недостаточной оснащенности технологических процессов средствами автоматической защиты. Несовершенство средств стабилизации технологических процессов длительное время компенсировалось ростом числа инструкций, правил, норм и других всевозможных руководящих материалов, чрезмерно регламентирующих действия производственного персонала на рабочих местах и специалистов, 'занятых непосредственно эксплуатацией производств. Объем инструкций, часто не нужных дл~я конкретных условий, иногда абстрактных и практически невыполнимых в аварийных ситуациях, в ряде случаев достигает 80(Ь—1000 страниц. Такое обилие официальных документов «на всякий случай» по сути стало удобным способом самозащиты руководящего состава от ответственности за аварии. Кратковременное ознакомление работающих с такими инструкциями превращалось в формальность, а у многих вызывало отрицательную реакцию, безразличие и даже иронию. Но ни содержание, ни форма инструктажа длительное время существенно не менялись.

Все материалы в справочнике, в частности формулировки и терминология, приводятся в том виде, в каком они были утверждены в тексте первоначальных официальных документов, за исключением отдельных редакционных уточнений.

Оптимизация, эргономичность нормирования требуют новой методологии. Особо стоит вопрос о критериях предлагаемых нормативов или оценки уровня риска в случае аварийного переоблучения. Проблема вредность (безвредность) — полезность (выгода) стоит особо и требует участия в ее решении не только медиков, биологов, но и социологов и философов. Формула вред—польза должна иметь по крайней мере два уровня оценки: население и производство. В настоящее время эта формула рассматривается через концепцию риска. В радиобиологии ионизирующих излучений она получила наибольшее распространение. Наше глубокое убеждение, что эти идеи, изложенные в ряде официальных документов МКРЗ и МАГАТЭ и монографиях [13, 38], вполне приемлемы для обсуждения проблемы нормирования ЭМИ.

В практической работе инженерно-технических работников предприятий, проектных огранизаций и лиц, инспектирующих условия труда — технических инспекторов профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда и инженеров по технике безопасности — ощущается необходимость в справочном пособии по технике безопасности, представляющем собой сборник нормативов и кратких сведений из действующих официальных документов по технике безопасности. Исходя из этого был составлен настоящий справочник. Представленнный в нем материал приводится в виде таблиц с краткими примечаниями и пояснениями и в большей части своей является извлечением из официальных документов, перечень которых опубликован в конце книги. При составлении справочника

(Сборник официальных документов)

5 мкг/м3 за восьмичасовую смену, она составляет 25 мкг/м3 на период, не превышающий 30 минут. Соблюдение этих производственных норм реально на обычных предприятиях и еще ни разу не сообщалось об ухудшении самочувствия у работающих в таких условиях. В связи с тем что высказываются предположения о наличии связи между бериллием и раком легких, было предложено снизить допустимый уровень до 1 мкг/м3, однако никаких официальных документов по этому поводу в США не было принято.

В долгосрочных исследованиях параметры, используемые для оценки заболеваемости или смертности, должны быть одинаковы для участников, как подвергавшихся, так и не подвергавшихся вредному воздействию. В частности, нельзя пользоваться различными источниками информации, например, для не подвергавшихся воздействию участников — проводить только поиск сведений о смертности в базах данных, а для подвергавшихся воздействию — проводить тщательное активное наблюдение. Аналогично этому, причину смерти следует устанавливать сравнимыми способами. Это означает, что если в исследовании планируется получать информацию о не подвергавшихся воздействию участниках (ими часто является население в целом) из официальных документов, то нельзя планировать получение более точной информации об участниках, подвергавшихся вредному воздействию (из медицинских отчетов или посредством опроса самих участников исследования или их родственников).

могут характеризоваться как возлагающие минимальную ответственность на членов организации. В рамках такой схемы существует более или менее широкий простор для проявления индивидуальной инициативы, которая находится в прямой зависимости от того, что было решено в отношении децентрализации принятия решений, делегирования задач, временных координирующих групп и структуры финансовой ответственности. Там, где простор для инициативы и действия меньше, вероятность ошибки со стороны индивидуума снижается. О степени свободы можно судить только по содержанию соответствующих официальных документов. В дополнение к иерархическому порядку (вертикальное влияние) официальная организационная структура определяет некоторые (нормативные) формы разделения ответственности и, следовательно, функциональных полномочий. Можно сказать, что искусство управления организацией как единым целым в основном состоит в структурировании всей ее деятельности таким образом, чтобы комбинация различных возникающих функций приносила максимально возможный внешний эффект. Названия различных частей (функций) структуры указывают — хотя бы в общем виде — на то, как руководство предполагает осуществить разбивку на различные виды деятельности, как они будут комбинироваться и кто за них будет нести ответственность. Исходя из этого, мы можем говорить о требованиях, предъявляемых к полномочиям руководителей подразделений.

Для дальнейшего совершенствования условий труда необходимо улучшить качество контроля за соблюдением требований действующих норм, стандартов, правил, инструкций и других официальных документов по технике безопасности, подлежащих выполнению в процессе проектирования, строительства и эксплуатации сооружений, устройств, машин и оборудования.

В практической работе инженерно-технических работников предприятий, проектных организаций и лиц, инспектирующих условия труда, — технических инспекторов профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда и инженеров по технике безопасности всегда ощущается потребность в справочном пособии, представляющем собой сборник нормативов и кратких сведений из действующих официальных документов по технике безопасности. Исходя из этого был составлен настоящий справочник. Представленный в нем материал приводится в виде таблиц с краткими примечаниями и пояснениями; большая его часть — это извлечения из официальных документов, перечень которых опубликован в конце книги. 1*

(Сборник официальных документов)

22. Сборник официальных материалов по охране труда в строительстве и промышленности строительных Материалов. [Справ.]. М., Стройиздат, 1972.

6. Безопасность работ в химических производствах. Сборник официальных материалов. Киев. Техника. 1980. 398 с.

1.11. Охрана труда. Сборник официальных материалов. Вып. II. М.: Проф-издат, 1981. 256 с.

3 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г., ст. 9,—См.; Сборник официальных материалов. Киев, 1970, с. 5.

9. Охрана труда. Сборник официальных материалов. М., Профиз-дат, 1971. 448 с.

Безопасность работ в химических производствах (Сборник официальных материалов и методических указаний). Гор-д и е н к о Г. Г., Емельянов Л. В., К о с и н о в В. В., К о г-л я р П. Е. «Технша», 1972, 396 стр.

(Сборник официальных материалов и методических указаний)

14. Охрана труда. Сборник официальных материалов. М., Профиздат, 1971. 448 с.

Липецкий В. А,, Техника безопасности в лабораториях нефтеперерабатывающих заводов, Изд. «Химия», 1967. Законодательство по охране труда. Сборник официальных материалов, Профиздат, 1968.

Индивидуальная защита. Меры предупреждения. Фильтрующий промышленный противогаз марки А. При повышенных концентрациях обязательно изолирующие противогазы с принудительной подачей воздуха. В особых случаях (тушение пожаров и т. п.) — кислородные, изолирующие приборы (только для специально обученных и тренированных лиц). Иметь в виду, что порог запаха Б. М. обычно выше токсических концентраций. Устранение контакта с кожей — перчатки, спецодежда, немедленное удаление Б. М., попавшего на кожу, быстрая смена загрязненной одежды и мытье. Не следует использовать Б. М. в качестве хладагента, инсектицида и для огнетушителей. Постоянный контроль за воздушной средой, особенно при газации зданий, судов, при фумигации зерна, муки и т. д. Надежное проветривание после применения Б. М. до разрешения начала работ в помещении. См. «Сборник официальных материалов по контролю за ядохимикатами, применяемыми в сельском хозяйстве». М., 1966 и «Санитарные правила проектирования, оборудования и содержания складов для хранения сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ)», утв. МЗ СССР 24/VI 1965 г. за № 534— 65; «Правила перевозки грузов». М., «Транспорт», 1967; «Правила морской перевозки опасных грузов», утв. ММФ СССР 7/V 1968 г.; «Инструкцию по газации судов бромистым метилом», утв. ГСИ СССР 19/111 1962, а также Хлористый ме-таллил.

Определение в воздухе — см. «Сборник официальных материалов по контролю за ядохимикатами, применяемыми в сельском хозяйстве». М., 1966.



Читайте далее:
Облучения работающих
Обнаружены изменения
Обнаружена минимальная
Общественного воздействия
Обнаружении пропусков
Обнаруженных неисправностей
Обнаруживаемые современными
Окончании строительства
Обогащается кислородом
Обогревания работающих
Оборонной промышленности
Оборотного водоснабжения
Оборудованы искрогасителями
Оборудованы соответствующими
Оборудованы телефонной





© 2002 - 2008