Подкасочного пространства



Вместо разбавления инертным газом, целесообразно проводить окончательную стадию охлаждения паро-газовой смеси, на которой о«а становится взрывчатой, в на-садочной колонне, играющей одновременно роль и холодильника и абсорбера пара углеводорода. Насадка колонны орошается охлаждаемой жидкостью, поглощающей углеводород. Образование взрывчатой паро-(тума-но)-газовой системы возможно только в пределах этого абсорбера-холодильника. Его безопасность обеспечивается в пределах реализации второго и третьего принципов*. В насадке невозможно образование поджигающих импульсов большой мощности**; с другой стороны, распространение пламени в каналах, образованных гранулами насадки, в перерабатываемых здесь смесях невозможно.

Очевидно, что взрывобезопасность индивидуального ацетилена можно обеспечивать только на основе второго и третьего принципов*. Взрывоопасность ацетилена значительно возрастает по мере повышения давления. Наиболее опасны процессы компримирования ацетилена и заполнения им баллонов. В некоторых случаях оборудование, предназначенное для работы с ацетиленом высокого давления, изготовляется особо прочным, рассчитанным на давление недетонационного сгорания. Ввиду возможности возникновения детонации, а также роста давления сверх адиабатического и .при недетонационном горении такая система не гарантирует сохранности оборудования. Его безопасность следует обеспечивать тщательным контролем за невозможностью возникновения поджигающих импульсов.

Продувку аппаратов необходимо производить тогда, когда они заполнены горючим газом, но не взрывчатой смесью. В последнем случае они представляют большую опасность, и сама операция продувки может привести к возникновению поджигающих импульсов, прежде всего разрядов статического электричества. В литературе описаны примеры тяжелых аварий, происшедших при подобных обстоятельствах [197].

В некоторых случаях аппаратуру для ацетилена высокого давления изготовляют особо прочной, способной выдержать давление адиабатического недетонационного сгорания. Ввиду возможности большого роста давления даже в отсутствие детонации такая система не может гарантировать сохранности ацетиленопроводов. Их безопасность следует обеспечивать особо тщательным устранением поджигающих импульсов.

Еще большую потенциальную опасность возникновения поджигающих импульсов представляет собой фрикционное искрообразо-вание (см. гл. 9). При производстве закиси азота искры трения также могут возникать лишь в процессе компримирования. Только здесь имеются движущиеся металлические детали, образующие пары трения, соистирающиеся под высоким давлением во взрывчатой среде. Поскольку компрессор является наиболее опасным аппаратом, его целесообразно отделять от остальной части установки огнепреградителями. Ввиду высокого давления огнепреградители должны иметь малые диаметры пламегасящих каналов и небольшое сопротивление, так как они размещаются на основном газоходе и пропускают значительные газовые потоки. Необходимым требованиям могут удовлетворять только огнепреградители из пористых материалов, например металлокерамики (см. гл. 10). Здесь может быть применена крупнозернистая металлокерамика с размером гра-. нул около 1 мм и максимальных пор 0,3 мм.

Ввиду недостаточной определенности условий образования зарядов правила антистатической безопасности предписывают делать окончательные заключения для конкретных производств лишь на основании прямых обследований и измерений на действующем оборудовании Опасность, которую представляет собой образование статических зарядов, возрастает с уменьшением минимальной энергии поджигания взрывчатой среды. Поэтому при работе с газами, воздушные смеси которых отличаются малыми Етш, в особенности с ацетиленом, водородом, этиленом, бутадиеном, совершенно недопустимо полагаться на отсутствие поджигающих импульсов.

Решая вопрос о возможности использования того или иного материала, нельзя упускать из виду, что работа в атмосфере взрывчатой газо-воздушной смеси вообще крайне опасна. Соблюдение или отказ от антифрикционных ограничений ни в какой мере не влияет на эту постоянную существующую угрозу. Взрывчатая смесь может быть подожжена другими, кроме фрикционных искр, инициаторами. Наиболее опасны неисправность электрооборудования (вероятность которой нельзя полностью исключить) и разряды статического электричества. Гарантированное устранение любых поджигающих импульсов невозможно. Взрывобезопасность рабочего помещения надежно обеспечивается только в рамках первого принципа — составом его атмосферы.

Следует учесть, что продувку аппаратов необходимо производить тогда, когда они заполнены горючим газом, но не взрывчатой смесью (с воздухом). В последнем случае такие аппараты очень опасны, и сама операция продувки может привести к возникновению поджигающих импульсов, прежде всего разрядов статического электричества. Известны примеры крупных аварий, происшедших при подобных обстоятельствах [296].

Установлено, что в случае закачки воздуха аварии чаще происходят при условии достаточной выдержки между его введением и выпуском; очевидно, в этот период происходит смешение компонентов взрывчатой смеси. Поэтому при использовании воздуха продолжительность его пребывания в скважине должна быть минимальной, а управление механизмами скважины должно быть дистанционным. При медленном выпуске из скважины закачанного воздуха вероятность возникновения поджигающих импульсов уменьшается.

На всех взрывоопасных производствах должны быть созданы условия, исключающие возникновение поджигающих импульсов (открытое пламя, электрические разряды действующего электрооборудования, разряды статического электричества, искры, возникающие в результате удара или трения, а также искры, образующиеся при проведении сварочных работ, перегретые детали оборудования, ударные волны, возникающие при резком выравнивании давления, и др.).

Одно из существенных гигиенических требований — достаточная вентиляция подкасочного пространства, которая обычно •обеспечивается через кольцевой зазор между несущей лентой и корпусом каски, который должен быть не менее 50 мм.

Каску ежедневно вытирают мокрой хлопчатобумажной тряпочкой. Корпус каски периодически моют теплой водой с мылом. Внутреннюю оснастку также периодически (не менее 1 раза в неделю) промывают теплой водой, 1 раз в месяц каску необходимо подвергать санитарной обработке. Поверхность корпуса каски после того, как ее тщательно моют с мылом, промывают теплой водой и 0,5%-ным водным раствором формальдегида. После этого — вновь промыть теплой водой и высушить. Температура сушки — не .выше 40 °С. Теплые подшлемники необходимо после каждого употребления оставлять в расправленном состоянии для просушки. Не менее 1 раза в неделю подшлемник необходимо подвергать химической чистке. Стирать подшлемники не рекомендуется, поскольку утеплитель при такой обработке уплотняется и теплозащитные свойства его резко падают. Правильному гигиеническому содержанию подшлемников должно быть уделено особое внимание, поскольку все отечественные каски не обеспечивают оптимальную вентиляцию подкасочного пространства.

Требуется обязательное проветривание подкасочного пространства через кольцевой зазор между несущей лентой и корпусом каски, должны быть специальные вентиляционные отверстия, перекрываемые при необходимости подвижными щитками.

Каска двухкорпусная, что обеспечивает хорошую проветриваемость подкасочного пространства. Корпус каски имеет козырек и поля шириной до 10 мм, ребра жесткости, литой фародержатель и защелку для кабеля индивидуального светильника. Внутренняя оснастка комбинированная: полиэтиленовая несущая лента и текстильный амортизатор. Другие защитные и

и проветриваемость подкасочного пространства (вертикальный безопасный зазор, вентиляционные отверстия, кольцевой зазор); требования к приспособлениям для крепления к каске очков, респираторов, антифонов; способ крепления внутренней оснастки и подбородочного ремня; требования к конструкции корпуса каски (форма, наличие ребер жесткости, угол наклона козырька, ширина полей и козырька); требования к поверхности корпуса; перечень деталей внутренней оснастки и способ крепления ее элементов; способ регулировки длины несущей ленты и глубины посадки внутренней оснастки на голове; требования покрытия несущей ленты кожей или кожзаменителем; устойчивости к вертикальной ударной нагрузке и проникновению острых падающих предметов; степень ограничения периферического поля зрения; прочность крепления подбородочного ремня и каски на голове; возможность подгонки каски по размерам головы; требования к комплектации каски в холодный и жаркий периоды года.

Конструкция защитных касок такова, что между внутренней оснасткой и корпусом создается пространство вверху и по всему периметру на уровне несущей ленты. Верхнее пространство между вершиной оснасшш и внутренней поверхностью купола корпуса называется вертикальным безопасным зазором, который служит для предохранения головы работающего от прямого удара падающим предметом. Расстояние между несущей лентой и корпусом называется кольцевым зазором, который служит для проветривания подкасочного пространства. В ряде касок для усиления подкасочной вентиляции в боках корпуса делают отверстия, прикрываемые при необходимости специальными пластинками. Подбородный ремень с замком и устройством, позволяющим регулировать длину ремня, предназначен для фиксации каски на голове. Крепление ремня к корпусу или к внутренней оснастке может быть съемным или постоянным. .

Техническая характеристика касок. Защитные каски должны обладать тремя группами свойств: защитными, эксплуатационными и санитарно-гигиеническими. К защитным свойствам следует отнести: устойчивость к вертикальной и боковой ударным нагрузкам, устойчивость к проникновению острых падающих предметов, устойчивость к агрессивным химическим веществам, степень амортизации удара, наличие вертикального безопасного зазора до и в момент удара, горючесть, электропроводность, тепло- и морозостойкость материала корпуса каски. К эксплуатационным свойствам относятся: внешний вид и масса каски, возможность ее подгонки по размеру* головы работающего, прочность фиксации на голове. Санитарно-гигиенические свойства определяются способностью проветривания подкасочного пространства, степенью ограничения поля периферийного зрения, нетоксичностью материалов и устойчивостью их к действию пота и дезинфицирующих растворов. Все эти свойства должны иметь конкретные показатели (оценочные критерии), которые и определяют качество защитных касок.

Каски защитные общего назначения. Каска защитная «Труд». Выпускается по ОСТ 39-124—81 двух типоразмеров. Корпус каски полиэтиленовый с полями до 10 мм, прямым козырьком и продольным ребром жесткости. В корпусе имеются шесть гнезд для крепления внутренней оснастки и отверстия для усиления проветривания подкасочного пространства. Внутренняя оснастка состоит из капронового двухъярусного амортизатора и полиэтиленовой несущей ленты, которая имеет приспособление для ступенчатой регулировки ее длины в пределах 55—58 сми 58—61 см (по типоразмерам). Амортизатор и несущая лента крепятся к корпусу полиэтиленовыми приспособлениями. Каска на голове фиксируется объемным регулируемым подбородным ремнем, прикрепленным к корпусу. Защитные свойства характеризуются: сопротивлением ударной нагрузке с энергией 50 Дж при амортизации ее не менее 70%; устойчивостью к проникновению острых падающих предметов, действию влаги, растворов агрессивных сред и электрическому току напряжением до 2200 В; наличием вертикального безопасного зазора не менее 25 мм до и 5 мм в момент удара. Гигиенические требования: про-ветриваемость подкасочного пространства; ограничение поля периферийного зрения не более чем на 8%; нетоксичность материалов каски. Все свойства каски сохраняются при температуре окружающей среды от 50 до минус 50°С. Каска комплектуется пелериной и подшлемником по ТУ 17-887—72. Масса каски не более 390 г, подшлемника 250 г.

ником по ТУ 17-583—70 (для лесозаготовителей) или по ТУ 17-887—72 (для нефтяников). Корпус каски с прямым козырьком и узкими желобчатыми полями, продольным ребром жесткости и карманами для крепления внутренней оснастки; изготавливается из пластика АБС. Корпус может иметь по бокам четыре отверстия, перекрываемые пластинами, для усиления вентиляции подкасочного пространства.

Подбородный ремень из хромовой кожи или бахтар-мяноро спилка регулируется по длине и прикрепляется к корпусу. Защитные свойства каски характеризуются: сопротивлением ударной нагрузке с энергией 60 Дж, устойчивостью к проникновению падающих острых предметов и действию электрического тока напряжением до 2200 В. Предусмотрено проветривание подкасочного пространства; поле зрения не ограничивается более чем на 8%; имеется вертикальный безопасный зазор не менее 25 мм до и 5 мм в момент удара. Каска сохраняет свои свойства при температуре окружающей среды от 40 до минус 40°С. Масса каски без подшлемника 400— 430 г. Гарантийный срок: 1,5 года эксплуатации, но не более 2 лет со дня отгрузки потребителю. Цена 4 руб. без подшлемника и 8 руб. с подшлемником. Изготовитель — завод «Буревестник», г. Гатчина.

Каска на голове фиксируется съемным, регулируемым по длине подбородным ремнем, подсоединенным к внутренней оснастке. Проветривание подкасочного пространства обеспечивается кольцевым зазором. Каска выдерживает ударную нагрузку с энергией 45 Дж. Конструкция каски обеспечивает вертикальный безопасный зазор не менее 25 мм до удара и 5 мм в момент удара.i Защитные свойства каски сохраняются при температуре окружающей среды от 40 до — 25 °С. Масса каски 470 г. Цена 2 р. 26 к. Изготовитель — производственное объединение «Стеклопластик», г. Северодонецк.

Каска защитная текстолитовая. Выпускается по ТУ 6-05-17—70 трех типоразмеров. Корпус каски' с узкими полями и прямым козырьком изготавливается из текстолита. В корпусе имеются четыре отверстия (по два с каждого бока) для усиления проветривания подкасочного пространства и 13 отверстий (по освоению полей) для крепления внутренней оснастки. Внутренняя оснастка, изготовленная из полиэтилена, со г стоит из шестилучевого амортизатора и несущей ленты, имеющей приспособление для ступенчатой регулировки ее длины -в пределах своего типоразмера (54—56, 56— 62 и 62—68 см). Несущая лента в лобной части имеет прокладку из кожзаменителя. Внутренняя оснастка крепится к корпусу капроновым шнуром. Каска на голове фиксируется съемным, регулируемым по длине подбородным ремнем, подсоединенным к шнуру, предназначенному для крепления оснастки к корпусу; выдерживает вертикальную ударную нагрузку с энергией 55 Дж и обеспечивает вертикальный безопасный зазор в момент удара не менее 5 мм. Свои свойства сохраняет при температуре окружающей среды от 60 до минус 30°С. Масса каски 380—520 f (в зависимости от типоразмера). Гарантийный срок: 1 год со дня изготовления. Цена 3 р. 92 к.




Читайте далее:
Предупреждению несчастных
Предупреждению возможных
Подвергающихся воздействию
Предусматривает возможность
Предусматривать использование
Предусматривать отдельную
Периодически повторяющиеся
Предусматривать следующие
Предусматривать установку
Предусматривают проведение внеочередного
Передвижными установками
Предусматривают установку
Предусмотрены необходимые
Подвергаются наибольшему
Помещениях предприятия





© 2002 - 2008