Психологической адаптации



Механизация и автоматизация производственных процессов повышают психологические требования к рабочему и его ответственность за каждое действие. Для усвоения нового содержания нужны в чем-то новые приемы, средства, методы и формы обучения, а при возрастающей ответственности производственных действий необходимо повышать уровень квалификации рабочих и эффективность их воспитания. Чтобы методика обучения и воспитания не отставали от научно-технического прогресса, уже недостаточно отдельных педагогических находок новаторов — нужна постоянная исследовательская и психологически обоснованная экспериментальная педагогическая работа преподавателей и мастеров производственного обучения с максимальным использованием научных данных.

В наиболее общем виде инженерно-психологические требования направлены на обеспечение максимальной эффективности и безопасности системы человек - машина при соблюдении допустимых норм деятельности человека и надежности технических средств.

В зависимости от вида учитываемых средств и характеристик человека, обслуживающего технические средства, различают гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические требования.

Психологические требования определяют соответствие системы человек - машина и ее элементов психологическим особенностям человека. К ним относятся особенности восприятия информации, памяти, мышления человека и закрепления им вновь приобретенных навыков. Психологические требования учитывают возможности участия человека в информационном взаимодействии в системе человек - машина, их влияние на легкость и быстроту формирования навыков человека, а также на объем и скорость восприятия и переработки информации.

Мантэйнер и др. (1991) подтвердили результаты, полученные Линк, Доренвенд и Шкодол (1986), и более подробно изучили, вносили ли различные связанные с работой стрес-согенные факторы вклад в увеличение риска развития или проявления психозов. Были исследованы три типа психотических состояний с использованием критерия DSM III: шизофрения; шизофренические симптомы типа А (галлюцинации и бред); шизофренические симптомы типа А с аффективными приступами (психотические аффективные расстройства). Предметом их ретроспективного исследования был широкий эпидемиологический район (ЕСА) , охватывавший пять различных регионов (Коннектикут, Мэриленд, Северная Каролина, Миссури и Калифорния). Эти исследователи обнаружили, что психосоциальные характеристики работы (то есть высокие психологические требования, недостаток контроля над процессом и условиями труда — вредные факторы) вносят свой вклад в увеличение риска психических заболеваний.

Первая гипотеза заключается в том, что наиболее негативные реакции (усталость, тревожное состояние, депрессия и физическое недомогание) на психологическую нагрузку имеют место в тех случаях, когда психологические требования работы высоки, а работник играет незначительную роль в принятии решений (рис. 34.2, правая нижняя клетка). Нежелательные реакции стрессового типа, возникающие в случаях, когда возбуждение сочетается с ограниченными возможностями в действиях или в нейтрализации стресс-фактора, известны как психологическая нагрузка (термин стресс в данном случае не применяется, поскольку многие группы исследователей трактуют его по-разному).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Если контроль над рабочим процессом, равно как и психологические требования характеризуются высоким (но не чрезмерно высоким) уровнем (рис. 34.2, правая верхняя клетка), вполне предсказуемыми поведенческими последствиями будут стремления к повышению квалификации и росту производства (т.е. гипотеза об активном обучении). Такая работа получила название «активной», поскольку исследования населения в Швеции и США показывают, что эта деятельность носит наиболее активный характер (за исключением политической деятельности и развлечений), несмотря на суровые требования со стороны рабочего процесса (Карасек и Теорелл, 1990). Применительно к «активной» работе предопределен всего-навсего средний уровень психологического напряжения, поскольку значительная часть энергии, генерированной многочисленными стресс-факторами («вызовами»), трансформируется в непосредственные действия (эффективное решение проблем) при небольшой доле остаточного напряжения, которая не вызывает беспокойства. Эта гипотеза перекликается с «концепцией компетентности» Уайта (1959) — психологическое состояние людей в условиях «вызова» укрепляется вместе с усилением «требований» (теория мотивации на базе среды). Указанная модель также предопределяет, что стимулы роста и обучения, если они возникают в рабочей обстановке, ведут к повышению производительности труда.

«Контроль» над рабочим местом — это не только негативный стресс-фактор, а «требования и вызовы», связанные с отсутствием контроля, не ассоциируются с расширенным образованием. Наличие возможности принятия решений в отношении рабочих процессов будет снижать стресс работника, а также повышать его уровень обучения, тогда как психологические требования будут повышать и уровень обучения, и стресс. Это различие между требованиями и контролем позволяет понять иначе и аморфность воздействий: (а) «ответственности», которая на практике сочетает высокий уровень требований и широкие возможности по принятию решений; (б) «требований к качеству работы», которые также позволяют просчитать возможность принятия решений в плане применения необходимых навыков; (в) «сдельной оплаты труда», в рамках которой возможность принятия решения относительно повышения темпов работы почти напрямую вызывает соответствующее повышение требований.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Следует отметить, что пока достаточно сложно точно установить, какие именно психологические требования (или сфера принятия решений) наиболее важны в указанной модели, а также для каких именно категорий работников. Ответы на эти вопросы требуют более глубокого объяснения физиологических и поведенческих микроэффектов психологических требований, возможностей по принятию решений и социальной поддержки по сравнению с исходной формулировкой модели, что указывает на необходимость одновременного исследования динамической версии модели, включая гипотезу об активности — пассивности. Дальнейшая пригодность исследований в области модели «требования — контроль» могла бы быть усилена более широким диапазоном хорошо структурированных гипотез, разработанных посредством интеграции с другими сферами исследований, о чем уже говорилось выше (также см. Карасек и Теорелл, 1990). Гипотезы активности/пассивности, например, использовались крайне недостаточно в исследованиях относительно последствий указанных явлений для здоровья человека.
Производственная адаптация, т. е. процесс приспособления работающего к профессии, ее условиям и функциям, протекает быстрее и безболезненнее в тех случаях, когда профессия выбрана в соответствии с рекомендациями профподбора. Это относится как к профессиональной (привыкание к работе, ее условиям), так и к социально-психологической адаптации (привыкание к коллективу, системе взаимоотношений между людьми в группе или бригаде).

1. Богомолов Ю. П.. Воронкин А. И,, Куст В. П., Соколов В. П. В кн.: Вопросы психологической адаптации. Новосибирск, 1974, с. 17—49.

персональными характеристиками типа стиля психологической адаптации — такие, как компетентность, включая эффективное приспособление к стрессовым нагрузкам, возможности влияния на окружающую среду и самореализации, и целеустремленность являются характеристиками психически здорового человека, который интересуется окружающим миром, участвует в мотивационной активности и стремится развиваться в направлениях, существенно важных лично для него.

' Модели психологической адаптации

Первичные меры, предназначенные для предотвращения возникновения психических заболеваний, должны быть направлены на исходные причины, устраняя или уменьшая опасности среды и повышая степень психологической адаптации индивидуума. Вторичные меры направлены на поддержание тех работников, которые уже имеют некоторые формы психических нарушений. Вторичные меры, конечно, должны включать и первичные меры, то есть сопровождаться такой стратегией, которая позволяет сделать и рабочих, и управленческий персонал чувствительными к самым первым сигналам отклонений психического здоровья, чтобы ослабить дальнейшие последствия или предотвратить ухудшение здоровья. Третий вид мероприятий направлен на восстановление людей, которые оставили работу из-за проблем с психическим здоровьем. Этот вид наряду с консультированием и лечением включает в себя адаптацию рабочего места к возможностям индивидуума (что нередко является чрезвычайно эффективным). В таблице 5.1 представлена схема решения проблем, связанных с психическим здоровьем на рабочем месте. Эффективные стратегии профилактических мер, в принципе, должны включать в себя все три типа мер (первичные, вторичные и третичные), и при этом все они должны быть направлены на конкретные опасности, их последствия и учет индивидуальных особенностей.

В дополнение к изменениям организационной стратегии, каждый работник в условиях современного производства также обязан сам уметь справляться с собственным волнением и стрессом. Некоторые распространенные и эффективные стратегии психологической адаптации, используемые американскими работниками, включают в себя разграничение рабочего и нерабочего времени, достаточный отдых и физические упражнения и самостоятельное определение темпа работы (если, конечно, темп работы не задается машиной). Другие полезные когнитивно-поведенческие методы самоконтроля и предотвращения неврозов страха включают в себя методы глубокого дыхания, обучение глубокой релаксации с биологической обратной связью и медитацию (Rosch and Pelletier, 1987). В некоторых случаях для лечения серьезных неврозов страха необходимы лекарства. Эти медикаменты, включая антидепрессанты и другие транквилизаторы, обычно отпускаются только по рецепту врача.

Задача служб помощи на этом этапе состоит в том, чтобы осуществить первые шаги на пути к психологической адаптации с существующей инвалидностью. Однако профессиональное перепрофилирование должно начинаться как можно скорее, практически у постели больного, т.к. создание новых профессиональных перспектив часто облегчает процесс медицинской реабилитации. Другие меры, такие как программы тренировки моторных и рецепторных функций, психотерапия, лечение при помощи физических нагрузок и трудотерапии или логопедии, также могут положительно сказаться в этот период на стимулировании естественного процесса регенерации и уменьшения или предотвращения возникновения фактора несамостоятельности пациента.

Из материалов по этой проблеме следует, что на связь между стрессом на рабочем месте и невыходом на работу могут влиять личностные характеристики работника. Например, в них содержатся ссылки на предрасположенность использовать избежание как способ психологической адаптации к стрессу на рабочем месте, а также на эмоциональную опустошенность и физическую усталость (Сакстон, Филлипс и Блейкенли, 1991). Например, проведенное Кри-стенсеном в течение одного года исследование (1991) нескольких тысяч рабочих датских скотобоен показало, что те из них, кто жаловался на рабочие стрессы, значительно чаще не выходили на работу, и что их самочувствие было тесно связано с отсутствием на работе в связи с болезнью.

На сегодняшний день убедительно доказано, что психологический стресс вызывает изменение уровня антител в крови, а также количества различных видов лейкоцитов. Непродолжительный период стресса (30 минут) может вызвать значительный рост лимфоцитов и естественных клеток-киллеров. В случае более продолжительной стрессовой ситуации изменения также происходят в других отделах иммунной системы. Отмечены изменения количества всех видов лейкоцитов, уровня иммуноглобулинов и содержания комплемента; все это влияет на важные компоненты общей иммунной реакции и «иммунного каскада». Эти изменения весьма сложны и двунаправлены — как в сторону роста, так и в сторону понижения. Очевидно, эти изменения зависят не только от стрессовой ситуации, но также и от типа психологической адаптации и защитных механизмов, которые используются человеком в преодолении этой ситуации. Это особенно четко видно при исследовании последствий продолжительных стрессовых ситуаций, в особенности связанных с работой или сложными жизненными ситуациями («жизненные стресс-факторы»). В медицинской литературе (Олф и др., 1993) описаны глубоко специфические связи между видами психологической адаптации и защиты и субпопуляциями иммунных клеток (ряд лимфо-, лейко- и моноцитов; все Т-лимфоциты и естественные клетки-киллеры).

Поиск иммунных параметров как показателей продолжительно перенесенного стресса не был столь успешным. Поскольку было доказано, что существует сложная взаимосвязь между иммуноглобулинами и факторами стресса, становится понятно, что простых показателей найти нельзя. Найденные взаимосвязи иногда носят положительный характер, иногда - отрицательный. Что касается психологических аспектов, в определенной степени корреляционная матрица с одним и тем же психологическим набором имеет различные конфигурации, изменяясь от одной профессиональной группы к другой (Эндерсен и др., 1991). В каждой из групп эти конфигурации остаются стабильными в течение длительного времени (до трех лет). Пока остается невыясненным, влияют ли генетические факторы на глубоко специфичные связи между видами психологической адаптации и иммунными реакциями; и если да, то проявление этих факторов должно в большой степени зависеть от взаимодействия с жизненными стресс-факторами. Также неизвестно, возможно ли наблюдение за уровнем стресса у человека на протяжении длительного времени, если известен вид его психологической адаптации, защиты и иммунной реакции. Такие исследования проводятся среди специально отобранного контингента лиц, например космонавтов.

Общеобразовательные курсы по проблемам стресса и антистрессовой терапии весьма полезны с точки зрения оказания помоши работникам в распознавании симптомов стресса, как у себя, так и у других, а также расширения и развития умений и навыков психологической адаптации и сопротивляемости стрессу.



Читайте далее:
Проведение подготовительных
Проведение противопожарного инструктажа
Плотность электрического
Проведение технического
Проведение внеочередного инструктажа
Проведении экспертизы
Проведении газосварочных
Применение дистанционного управления
Проведении лабораторных
Проведении подготовительных
Проведении противопожарных
Плотность ионизации
Проведении технологического
Проведению ремонтных
Проведенных экспериментов





© 2002 - 2008