Психологическое состояние
Работающие в условиях воздействия шума испытывают раздражительность, головные боли, снижение памяти, повышенную утомляемость, боли в ушах, головокружение и т.д. Такие сдвиги в организме могут вызвать негативные изменения в эмоциональном состоянии вплоть до возникновения стрессов. Кроме того, под воздействием шума снижается концентрация внимания, изменяется речевая коммутация, появляется нервно-психологическое напряжение. Комплекс различных последствий проявляется в виде снижения работоспособности человека Поэтому борьба с шумом является первой проблемой во многих отраслях промышленности. Борьба с
ческие травмы, длительное психологическое напряжение, нервные перегрузки.
Факторы стресса Психологическое напряжение Физиологическое напряжение ПИ П12
Особое внимание следует обратить на функции музыки в эстетизации производства. Музыка не толь-ко развлекает человека. Она создает определенное настроение (веселье, грусть, ожидание и т. д.) и может снижать нервно-психологическое напряжение и утомление. В периоды повышенной работоспособности (в середине первой половины рабочего дня и спустя 1,5—2 ч после обеда) рекомендуется спокойная музыка, снижающая нервно-психическое напряжение и утомление; в обеденный перерыв, напротив, — легкая музыка и песни.
ко второй группе относятся психофизиологические элементы — рабочая поза, физическая нагрузка, нервно-психологическое напряжение и др.; эти элементы обусловливаются самим процессом труда; для большинства элементов данной группы пока еще не разработаны общепринятые стандартные единицы измерения;
Факторы стресса Психологическое напряжение ПН
- риск физического и/или словесного оскорбления при проведении санитарных проверок в зданиях, на предприятиях, в магазинах и т.п.; - попытки лиц, в отношении которых проводится проверка, подать необоснованные жалобы, что может вызвать психологическое напряжение, нервозность и т.п.
Люди, чья профессия связана с опасностью, например работники органов правопорядка или пожарные (для которых всегда существует высокий риск травмы или неблагоприятного воздействия), более подвержены различным психическим расстройствам, включая неврозы страха. Тем не менее, имеются свидетельства, что отдельные работники таких опасных профессий, рассматривающие свою работу как «возбуждающую» (а не опасную), могут проявлять более адекватные эмоциональные реакции (Mclntosh, 1995). Однако анализ симптоматологии стресса в большой группе профессиональных пожарных и среднего медицинского персонала выявил центральный признак — пережитых опасений или страха. Эта реакция на стрессы включает субъективные жалобы на «психологическое напряжение и нервозность», а также на «тревогу и дурные предчувствия». Эти и подобные жалобы, связанные с тревожным состоянием, были гораздо более распространены среди пожарных/медработников по сравнению с контрольной группой мужчин (Beaton et al., 1995).
из NIOSH, типа усиления у работников чувства гарантии занятости и снижения ролевой неопределенности в случае их реализации, также существенно снижают психологическое напряжение и количество связанных с работой психических расстройств, включая неврозы страха (Sauter, Murphy and Hurrell, 1992).
Как правило, мужчины гораздо чаще женщин контролируют свой рабочий процесс на уровне постановки задач, причем эта разница сопоставима с разницей в их оплате труда (Карасек и Теорелл, 1990). Еще одним отличием по половому признаку является негативная корреляция между сферой принятия решений и рабочими требованиями у женщин — к женщинам, слабо контролирующим рабочий процесс, обычно предъявляются высокие требования с его стороны. Это означает, что среди всего работающего населения женщины в несколько раз чаще мужчин овладевают профессиями, которым присуще большее психологическое напряжение. И наоборот, мужские профессии высокого уровня требований обычно сопровождаются более широкими возможностями в области принятия решений («соответствие полномочий и ответственности»).
Самая первая идея интеграционного свойства в рамках модели «требования — контроль» (социальные ситуации и эмоциональная реакция) учитывала симптомы стресса и связывала два относительно одномерных научных подхода -социологический и социально-психологический. Во-первых, традиционный подход — «бытовой стресс — заболевание» (Холмс и Рахе, 1967; Доренвенд и Доренвенд, 1974) основывался на том, что заболевание базируется только на социальных и психологических требованиях, при этом был абсолютно забыт контроль над стресс-факторами. Во-вторых, важность контроля ситуации на рабочем месте уже тогда недвусмысленно признавалась в литературе, касающейся вопросов об удовлетворении человека своей работой (Корнха-узер, 1965) — такие факторы, как автономность задачи и разнообразие трудовых навыков, использовались для прогнозирования удовлетворения человека своей работой, возможности прогулов и производительности труда при ограниченном отражении социальных связей между работником и трудовым процессом. Однако при этом фактор рабочей нагрузки практически не назывался. Укрупненные многопрофильные исследования позволили устранить пробелы в области заболеваний и умственного напряжения. Сандбом (1971) наблюдал симптомы психологического напряжения при «тяжелой умственной работе», которое на практике оценивалось посредством вопросов, связанных как с большой интеллектуальной нагрузкой, так и с монотонностью работы (предположительно, представляя при этом также фактор ограниченности контроля). В результате объединения достижений этих двух исследований на основе общей научной базы выявилась необходимость разработки двухмерной модели, способной прогнозировать заболеваемость — уровень психологических требований определял возможность влияния низкого уровня контроля над ситуацией на проблемы двух, абсолютно отличных друг от друга типов — психологическое напряжение или пассивный уход. Психологическое состояние коллектива может иметь умственную, эмоциональную и волевую природу и зависит от многих причин: существующих в коллективе условий труда, результатов деятельности коллектива, взаимоотношений людей в нем, уровня руководства, физического состояния большинства членов коллектива и т. д. Для создания безопасных условий труда следует поддерживать в коллективе состояние уверенности, подъема, собранности, заинтересованности в труде и удовлетворения им и не допускать состояний апатии, сомнений в своих силах, стресса, растерянности.
Наиболее крепкой становится группа, фактический лидер которой выбран или назначен руководителем. Но нередко такого совпадения нет—тогда коллектив распадается на отдельные, неофициальные группы. Общее же психологическое состояние официальной группы (коллектива) в целом в таком случае будет определяться отношениями между ее официальным и неофициальным лидерами. В тех группах, ^где межличностные отношения в конечном счете подчинены о'бщей цели, существование неофициальных групп и лидеров может не только не мешать, но даже помогать коллективу в целом и его
На исход поражения током большое влияние оказывает физическое и психологическое состояние человека. Лица, страдающие болезнями сердца, нервов, легких, желез внутренней секреции и другими, сильнее поражаются током, чем здоровые люди.
Эти факторы оказывают непосредственное глубокое воздействие на состояние человека, эффективность, надежность и безопасность его деятельности. Окраска производственных помещений, например, в специально подобранные цвета повышает производительность труда на 2—4%; правильное размещение оборудования — на 5—10%, при ручных операциях выработка продукции возрастает по мере увеличения освещенности до 2000 лк; недостатки в освещенности вызывают дополнительные напряжения в работе и являются причиной 20 % производственных несчастных случаев. Искусственный свет может изменять частоту пульса, интенсивность обмена веществ, силу рук1, работоспособность, оказывать влияние на нервно-психологическое состояние человека и производственного коллектива (психологический климат) и т. д.
Эстетические требования сводятся к созданию архитектурно-художественной выразительности здания по своему внешнему (экстерьеру) и внутреннему (интерьеру) виду, благоприятно воздействующей на психологическое состояние и сознание людей.
Касаясь аспектов эксплуатации современных технических и технологических систем, авторы особый акцент делают на опасные и сверхопасные технологии, где велика роль человеческого фактора, от которого зависит в значительной степени снижение рисков и последствий ошибочных решений и действий. Показано, что человеческий фактор обусловлен многими моментами (образ мышления, физиологическое и психологическое состояние человека, режим работы и т.д.), а особый упор делается на основные направления профилактики предупреждения отрицательных последствий взаимодействия человека и техники.
Практика показывает, что потребление воды характеризуется не столько параметрами пожара, сколько случайными факторами, определяющими техническое состояние техники, грамотность тактических решений на месте пожара, психологическое состояние пожарных, их квалификацию и др. Расход воды во время реального пожара в 4—5 раз превышает расход воды при тушении опытных пожаров. Потребление воды при тушении пожаров в реальной обстановке достигает 500—875 л/м2.
Важно то, что благодаря восстановлению профессиональной пригодности и физиологических функций восстанавливается и психологическое состояние инвалида.
6) психологическое состояние — например, стресс, тревога;
Если контроль над рабочим процессом, равно как и психологические требования характеризуются высоким (но не чрезмерно высоким) уровнем (рис. 34.2, правая верхняя клетка), вполне предсказуемыми поведенческими последствиями будут стремления к повышению квалификации и росту производства (т.е. гипотеза об активном обучении). Такая работа получила название «активной», поскольку исследования населения в Швеции и США показывают, что эта деятельность носит наиболее активный характер (за исключением политической деятельности и развлечений), несмотря на суровые требования со стороны рабочего процесса (Карасек и Теорелл, 1990). Применительно к «активной» работе предопределен всего-навсего средний уровень психологического напряжения, поскольку значительная часть энергии, генерированной многочисленными стресс-факторами («вызовами»), трансформируется в непосредственные действия (эффективное решение проблем) при небольшой доле остаточного напряжения, которая не вызывает беспокойства. Эта гипотеза перекликается с «концепцией компетентности» Уайта (1959) — психологическое состояние людей в условиях «вызова» укрепляется вместе с усилением «требований» (теория мотивации на базе среды). Указанная модель также предопределяет, что стимулы роста и обучения, если они возникают в рабочей обстановке, ведут к повышению производительности труда.
С учетом того, что фундаментальные причины утраты рабочих мест и безработицы коренятся в социальных и экономических процессах, средства преодоления их негативных социальных последствий нужно искать на путях совершенствования социальной и экономической политики (Блин-дер, 1987). В то же время в интересах нейтрализации отрицательных психологических и социальных последствий безработицы могут использоваться программы, инициируемые на местном уровне. Убедительно доказано, что восстановление на работе заметно ослабляет симптомы недомогания и депрессии и возвращает психологическое состояние индиви-
Читайте далее: Проведение профилактических Проведение ремонтных Проведение спасательных Применение деревянных Проведение временных Проведении аварийных Плотность газопроводов Проведении испытания Проведении мероприятий Проведении процессов Проведении ремонтных Проведении технических Проведению испытаний Проведению технического Применение химический
|