Природоохранного законодательства



12. Лемешев М. Я. Проблемы повышения эффективности природоохранной деятельности // Экономика и математические методы. 1985. 'Г. XXI, вып. 1 (янв., февр.).

улучшение экологической обстановки, рациональное использование сырья и вспомогательных материалов, внедрение прогрессивной «безотходной» или «малоотходной» чистой технологии (сокращение выбросов в атмосферу, использование схемы оборотною водопотребления и др.). Только при комплексном подходе к решению технологических и экологических вопросов может быть достигнута эффективность общественного производства и в 'экологическом, природоохранном отношении. Существующее мнение некоторыхруководителей предприятий об убыточности природоохранной деятельности для предприятия является в корне неправильным и несостоятельным. Эффективность затрат экологических мероприятий намного превышает величину нормативного коэффициента как отдельно взятого предприятия, так и с хозрасчетных интересов народного хозяйства в целом.

30. Лемешев М. Я. Проблемы повышения эффективности природоохранной деятельности // Экономика и математические методы, 1985.— Т. XXI. вып. 1 (янв., февр.).

Для побуждения предприятий к вложению средств в системы защиты применяются законодательные и нормативные акты, надзорные и контролирующие функции. В условиях рыночной экономики очень важны экономические механизмы регулирования и стимулирования деятельности предприятий в области безопасности. Такие механизмы давно и широко внедрены в развитых странах со стабильной рыночной экономикой. Например, в области природоохранной деятельности таким механизмом является принцип «загрязнитель платит». Этот принцип предусматривает экономическую ответственность предприятия за загрязнение окружающей среды, компенсацию со стороны предприятия экономического ущерба, наносимого региону его загрязнениями. Важным механизмом реализации этого принципа являются платежи за загрязнение и платность используемых природных ресурсов.

Экологический аудит представляет собой относительно новое направление природоохранной деятельности в России.

Экологический аудит проводится с целью оценки соответствия осуществляемой потенциально опасным объектом деятельности природоохранным требованиям, установленными нормативными документами. Благодаря проведению экологического аудита облегчается решение задач обоснования экологической стратегии и текущей политики предприятия; определяются приоритеты при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявляются дополнительные возможности ее осуществления; повышается эффективность регулирования воздействия объекта на окружающую среду; обеспечивается снижение риска возникновения ЧС, связанных с загрязнением окружающей среды.

В аналитической части указываются наименование субъекта хозяйственной деятельности (объекта экономики), период ее деятельности, за который проводится экологический аудит; результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее эколбгическим требованиям; факты выявленных в ходе проверки существенных нарушений законодательства РФ об охране окружающей среды, которые нанесли или могут нанести ущерб ОПС и здоровью населения.

Важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г. для реализации программы защиты окружающей среды. В круг ее задач входят: координация всех видов международной природоохранной деятельности, мониторинг окружающей природной среды, разработка научных основ управления ресурсами биосферы, поиск путей решения острых проблем современности (сокращение биологического разнообразия, деградация почв, вырубка лесов и т.п.).

1) координация и направление природоохранной деятельности на территориальном, ведомственном и объектовом уровнях управления;

6) финансирование и стимулирование природоохранной деятельности;

Координация природоохранной деятельности и государственный инспекционный контроль за охраной природы и использованием природных ресурсов осуществляется на территориальном, ведомственном и объектном уровнях.
--- прочие (слабый контроль и управление состоянием окружающей среды, низкий уровень и несовершенство природоохранного законодательства и правовых актов, недостаточность экологического образования и др.).

Необходимо разработать и внедрить в практику единую систему природоохранного законодательства, между народ тле экологические стандарты и нормативные требования к качеству окружающей среды и хозяйственной деятельности, антропогенным нагрузкам и состоянию окружающей среды.

Как показывает статистика последних лег. несмотря на принимаемые меры по уменьшению выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, усиление контроля за соблюдением промышленными, коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями норм природоохранного законодательства, создание системы экологического мониторинга, существенного улучшения в состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов в Республике Башкортостан не происходит. С целью перехода к модели устойчивого развития, обеспечивающего экономический прогресс с учетом экологических требований, необходимы, прежде всего, серьезные структурные изменения в развитии промышленности и сельского хозяйства. Для реального улучшения экологической обстановки в республике недостаточно только средств предприятий и экологического фонда, необходимо финансирование природоохранных мероприятий как за счет средств федерального, так и республиканского бюджетов.

штрафная плата направлена на компенсацию вреда, причиняемого окружающей природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности по возмещению вреда, нанесенного нарушением природоохранного законодательства, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства, причинения вреда независимо от вины при-родо пользователя;

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона «Экономические механизмы природопользования» устанавливает принцип плотности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.). Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Требуются огромные затраты на обеспечение приборами, оборудованием и средствами аналитического контроля.12 Так, только в 1993 г. органами Госкомитета по экологии и природопользованию выявлено 11 случаев аварийных и залповых сбросов в водоемы, 6 случаев загрязнения земельных площадей. Сумма причиненного ущерба составила 926,6 млн. р. Из обследованных 3696 предприятий на 435 было зарегистрировано превышение норм сбросов и выбросов загрязняющих веществ по ПДК и ПДВ. За нарушение природоохранного законодательства была приостановлена производственная деятельность 1358 предприятий, цехов, агрегатов и объектов. Предприятиям были представлены иски на 145,3 млн. р.13

При проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации судов с ядерными установками и радиационными источниками должны соблюдаться требования норм и правил в области использования атомной энергии, государственных стандартов, правил Морского регистра, природоохранного законодательства РФ.

Государственный инспекционный контроль должен обеспечить соблюдение отдельными гражданами и всеми субъектами хозяйственной деятельности требований природоохранного законодательства, регламентов, норм и правил охраны природы, регулирование использования природных ресурсов, а также соблюдение гигиенических нормативов.

Во-вторых, до сих пор отсутствуют мощные экономические рычаги, воздействующие на охрану природы. Введенные государством платежи за загрязнение окружающей среды пока плохо себя оправдывают из-за того, что экономика еще не полностью вышла из-под контроля государства. Несмотря на процессы приватизации, основная доля гигантских предприятий-загрязнителей находится в руках государства. Не устранен монополизм в производстве товаров, что создает трудности природоохранным органам в приостановлении работы предприятий за нарушение природоохранного законодательства. Экологические фонды, образованные за счет платежей предприятий за загрязнение окружающей среды, не оправдали своего назначения, так как стали предметом злоупотребления местных исполнительных и представительных властей. /

Система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражаются положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

Закон об охране природной окружающей среды России дает основания для создания цельной системы природоохранного законодательства. В сочетании с другими законами, принятыми за последние годы: "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.), "Основами законодательства об охране труда" (1993 г.), "О недрах" (1993 г.), это создает основы природоохранного законодательства.



Читайте далее:
Персонала котельной
Принципов обеспечения
Передвижной углекислотный
Принимать следующие
Принимают следующие
Принудительной циркуляцией
Принудительного открывания
Природные техногенные
Природного характера
Персонала обслуживающего
Присадочных материалов
Присоединения заземляющего
Приспособлений исключающих
Периодичность технического
Приспособления фильтрующий





© 2002 - 2008