Профессиональной подготовки
Обучение работающих безопасности труда ведется при профессиональной подготовке независимо от ее формы (институт, колледж, обеспечение непосредственно на производстве), в рамках системы инструктажей и при повышении квалификации. Согласно ГОСТ 12.0.004—90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа. При поступлении на работу отдел охраны труда проводит вводный инструктаж. Перед первичным допуском к работе все принятые на нее (в том числе учащиеся, проходящие производственную практику) непосредственно на рабочем месте проходят первичный инструктаж по охране труда. Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2...14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) по цеху (участку, кооперативу и т. п.). Рабочие допускаются
Применение труда инвалидов разрешается в соответствии с медицинскими рекомендациями. Режим труда и отдыха, установленный для этой категории работников врачебно-трудовой экспертной комиссией, обязателен для администрации. Им предоставляются различные льготы по профессиональной подготовке, отпускам, времени на лечение и т. д.
При профессиональной подготовке персонала химического завода важно отработать навыки правильного выполнения операций и их последовательности, а это достигается только многократным повторением специальных упражнений. С этой целью на многих заводах созданы классы программированного инструктажа, обучения и проверки знаний. Такие классы, как правило, совмещают с кабинетом техники безопасности.
Прием на работу без предъявления указанных документов не допускается. При приеме на работу, требующую специальных знаний, администрация предприятия, организации вправе потребовать от работника предъявления диплома или иного документа о полученном образовании или профессиональной подготовке.
Труд инвалидов разрешается применять в соответствии с медицинскими рекомендациями. Режим труда и отдыха, установленный для этой категории работников врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК), обязателен для администрации. Им предоставляются различные льготы по профессиональной подготовке, отпускам, времени на лечение и т. д.
венной функции бурильщик, например, контролирует, управляет, решает, воспринимает, замеряет, собирает, разбирает, определяет, испытывает, ловит, 'предвидит, предупреждает и т.д. При этом он имеет дело с людьми, машинами, приборами, системами, сигналами, задачами, измерениями, автоматизированными инструментами и др. Операторская деятельность бурильщика отличается большой сложностью и разнообразием. Частые переходы из одной биотехнической системы в другую изменяют содержание и условия его труда; быстрая смена производственных операций, решаемых задач вовлекает в деятельность вес новые системы и функции его организма. Наряду с неравномерностью физических, информационных и других нагрузок это предъявляет высокие требования к его профессиональной подготовке (опыт, стаж, тренировка), работоспособности, выносливости, надежности. Установлено, в частности, что 20 % травм, регистрируемых ежегодно среди этой категории рабочих, происходит из-за того, что пострадавший растерялся в опасной ситуации; 30 % — из-за его ошибочных действий.
Научно-технический прогресс в нефтяной промышленности коренным образом меняет характер и содержание труда большинства основных профессий, определяет ликвидацию рода опасных и вредных факторов, оздоровление производственной :;реды, с одной стороны, и требует дальнейшего совершенствования всего комплекса мероприятий обеспечения безопасности труда - с другой. Последнее, в частности, обусловлено тем, что возрастающая инженерная сложность технологии бурения, добычи и транспорта нефти, высокие скорости и мощности используемых машин и механизмов предъякютт более жесткие требования к профессиональной подготовке обслуживающего персонала, руководств}' и управлению производственными процессами и операциями.
Рост культуры производства достигается в результате осуществления ряда важнейших мероприятий по комплексной автоматизации и механизации производственных процессов, внедрению новой техники и технологии, обучению рабочих безопасным приемам труда и профессиональной подготовке их, применению эффективных и безопасных приемов работы, правильной организации труда и созданию комфортных условий труда, товарищеской обстановки на производстве, чистоты рабочих мест, производственных помещений и участков.
Труд инвалидов разрешается применять в соответствии с медицинскими рекомендациями. Режим труда и отдыха, установленный для этой категории работников врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК), обязателен для администрации. Им предоставляются различные льготы по профессиональной подготовке, отпускам, времени на лечение и т. д.
В каждом конкретном случае возникновение опасности в технической системе имеет многопричинный характер, а ее развитие проходит через цепь событий. Варианты причин и последующую цепь событий можно предвидеть на основе анализа ее структурного строения и возможных действий оператора при обслуживании или управлении технической системой. Глубокий анализ отказов технических систем и возможных ошибочных действий операторов способствует повышению безопасности ( снижению риска реализации опасности ) за счет внедрения в техническую систему защитных и ограничительных средств, а также за счет повышения требований к профессиональной подготовке операторов.
В каждом конкретном случае возникновение опасности в технической системе имеет многопричинный характер, а ее развитие проходит через цепь событий. Варианты причин и последующую цепь событий можно предвидеть при создании системы на основе анализа ее структурного строения и возможных действий оператора при обслуживании или управлении технической системой. Глубокий анализ и оценка отказов технических систем и возможных ошибочных действий операторов способствует повышению безопасности (снижению риска реализации опасности) за счет внедрения в технические системы защитных и ограничительных средств, а также за счет повышения требований к профессиональной подготовке операторов. Объем информации в виде запаса знаний зависит от уровня профессиональной подготовки, производственного и житейского опыта, обученное™ безопасным приемам Труда и инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.
более лет) и на работе, выполняемой в момент несчастного случая (до 5 дней, до 10 дней, до месяца, до года, 1, 2, 3 и более лет); системе оплаты труда; уровню общего образования; уровню профессиональной подготовки и т. д.
— сформулировать требования к уровню профессиональной подготовки оператора технических систем или технологических процессов;
Общая характеристика условий труда в основных отраслях экономики представлена в табл. 14.1, а виды травм и профессиональных заболеваний в табл. 14.2. Отметим, что уровень травматизма во многом определяется возрастом работающих, уровнем их профессиональной подготовки, стажа. На рис. 14.1 и 14.2 представлены данные по электротравматизму в энергетике.
Недопустимо возлагать контроль за исполнением требований по охране труда на лиц, которые из-за основных рабочих обязанностей либо из-за отсутствия надлежащей подготовки не могут их выполнить. Например, неосвобожденный бригадир практически не может следить за соблюдением правил техники безопасности другими, так как сам он выполняет свою операцию как рядовой рабочий. То же относится к случаям, когда на должность бригадира или мастера назначается лицо, не имеющее профессиональной подготовки. В подобных случаях к ответственности, как правило, привлекается вышестоящее над ним должностное лицо, не обеспечившее надлежащей4 организации охраны труда.
Современное сложное производственное оборудование требует высокой профессиональной подготовки работающего, знаний методов безопасного ведения работ. Для выполнения многих видов работ требуется наличие специального удостоверения о том, что рабочий подготовлен для данной профессии. Например, согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов к работе на них допускаются лица, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право работать по данной профессии.
несчастного случая; в чем, по мнению допрашиваемого, причина аварии; в каком состоянии оказались машины, инструменты, предохранительные и заградительные приспособления после аварии; известно ли допрашиваемому что-либо об уровне профессиональной подготовки и состоянии здоровья пострадавшего; находился ли кто-нибудь из должностных работников предприятия на рабочем объекте в момент производственной травмы.
г) если ЕЩИ не организовали надлежащим образом охрану безопасности труда, не выполнили требуемых организационно-технических мероприятий (например, допустили обезличку в распределении обязанностей, не назначили руководителя по вопросам охраны труда, не обеспечили должной профессиональной подготовки рабочих и лиц административно-технического персонала).
Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (до 60—90 % случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояний, снижающих надежность и безопасность деятельности специалиста.
организация рабочих мест; определяется уровень профессиональной подготовки будущих исполнителей. В идеале три первых стадии должны обеспечить решение всего комплекса вопросов по обеспечению безопасности технологического процесса, чтобы в процессе промышленной эксплуатации технологический процесс представлял собой минимум опасности и вредности для работы. Стадия «промышленная эксплуатация» разделяется на стадии: «технологической подготовки производства» и собственно «промышленной эксплуатации». В процессе технологической подготовки производства разработанный, а зачастую типовой технологический процесс прорабатывается в соответствии с конкретными условиями данного производства и с особенностями данного объекта производства (детали, сборочные единицы, изделия). Здесь вопросы обеспечения безопасности технологического процесса решаются исходя из конкретных условий цеха (участка), где планируется применение технологического процесса.
Руководители отделов (бюро) производственно-технического обучения предприятий и организаций, учебно-курсовых комбинатов, учебных пунктов, курсов и т. п., инженерно-технические работники, квалифицированные рабочие и другие работники, обучающие рабочих на производстве, отвечают за полное выполнение учебных программ, организацию учебной работы и за качество профессиональной подготовки рабочих.
Читайте далее: Проектированию электроснабжения Проектированию отопления Проектированию производственных Проектирующих изготовляющих Проектных организациях Помещениями категории Первоначальное положение Проектного института Профессий должностей Профессий специальностей Профессиональные отравления Профессиональные заболевания Профессиональных опасностей Пилотируемых космических Профессиональных заболеваний отравлений
|