Программы направленные



Рис. 59.5. Четыре шага успешной программы безопасности.....863

OSHA имеет добровольную программу защиты (VPP), которая освобождает предприятия от намеченных инспекций, если они отвечают определенным критериям и согласны развивать свои собственные комплексные программы безопасности и здоровья. Такие предприятия должны иметь уровень несчастных случаев ниже среднего и представить в письменной форме программы безопасности, вести учет несчастных случаев и экспозиции, доступный для OSHA, и информировать рабочих об их правах.

Статья 9 Закона требует от предприятий придерживаться законодательства по здравоохранению путем соблюдения установленных гигиенических стандартов и путем осуществления контроля условий труда на производстве. Она требует предотвращать загрязнение окружающей среды, создавать и внедрять программы безопасности и здоровья, которые имеют целью улучшение производственной среды и предупреждение несчастных случаев на производстве и травматизма.

Северная Америка отставала в этом отношении. На рубеже столетия официальные корпоративные программы безопасности были учреждены некоторыми крупными предпринимателями [для описания таких программ в сталелитейной промышленности см. Brody (1960) или поздравительную книгу в свой адрес Year Book of the American Iron and Steel Institute for 1914 (Книга года Американского института железа и стали за 1914 год (AISI 1915)]. Программы были патерналистскими, полагались больше на дисциплину, чем на образование, и часто были основаны на предпосылке, что сами рабочие были в значительной степени виноваты в авариях на промышленном предприятии. Большие бедствия, такие как нью-йоркский пожар в Triangle Shirtwaist Fire в 1911 году, который уничтожил 146 рабочих, привел к кампаниям профсоюзов за усовершенствования и, в конечном счете, к улучшенным законам противопожарной безопасности. Однако безопасность и здоровье, как широко распространенный трудовой вопрос, появился только с возникновением сильных профсоюзов в 1930-х и 1940-х годах. В 1942 году, например, основополагающая Конституция Объединенных сталелитейщиков Америки требовала, чтобы каждый местный профсоюз создал комитет по безопасности и здоровью. К середине 1950-х годов объединенные комитеты по безопасности и здоровью были созданы на большинстве объединенных в профсоюзы шахт и заводов — изготовителей и на многих других рабочих местах в строительном секторе и секторе услуг; большинство профсоюзных соглашений содержало раздел о безопасности и здоровье.

Часто, коллективные соглашения между предпринимателями и профсоюзами об условиях труда будут усиливать законодательно гарантированные полномочия, предоставляемые представителям рабочих по безопасности и гигиене труда. Эти комитеты и представители меняются в зависимости от их отношения к профсоюзам и советам предприятия, их выбора или назначения, их обязанностей и функций и их влияния. Как форма вовлеченности рабочих в специализированную сферу безопасности и гигиены труда такие комитеты и представители могут способствовать улучшению условий труда и климату трудовых отношений. Они наиболее успешны, когда они составляют неотъемлемую часть программы безопасности и гигиены труда руководства, имеют доступ к адекватной информации, включают рядовых рабочих в свою деятельность с целью обеспечения непрерывности и имеют поддержку со стороны эффективных правительственных трудовых инспекций. Если предприниматели сохраняют профессиональное медицинское обслуживание или имеют экспертов по охране труда, плодотворные отношения с ними также могут содействовать успеху объединенного комитета по безопасности и гигиене труда. Недавний обзор рабочих мест в Великобритании, например, определил, что «объединенные консультативные комитеты со всеми представителями работников, назначаемыми профсоюзами, значительно уменьшили травматизм на рабочем месте по сравнению с теми учреждениями, где только само руководство определяет схемы безопасности и гигиены труда» (ReiUy, Paci и Holl, 1995). Они также сообщили о важной роли объединенных консультативных комитетов там, где представители работников были назначены другими способами. Однако некоторые исследования также указывают, что объединенные комитеты по безопасности и гигиене труда не оправдали возложенных на них ожиданий. Причины этого различны: недостаточная поддержка со стороны руководства, участники, которые неадекватно информированы или

Впоследствии были разработаны различные методологии для идентификации и оценки рисков аварий. Когда была разработана концепция MORT (Management Oversight and Risk Tree — Древовидная схема оплошностей руководства и рисков), фокус сместился к более высоким уровням управления рисками аварий — то есть к управлению условиями на уровне руководства. Инициатива по разработке MORT была выдвинута в конце 1960-х годов Управлением исследований и развития энергии США, которое ставило своей целью улучшать программы безопасности, чтобы уменьшить потери из-за аварий.

Задача MORT состояла в том, чтобы сформулировать идеальную систему управления безопасностью, основанную на синтезе имеющихся наилучших элементов программы безопасности и методов управления безопасностью. Так как принципы, лежащие в основе инициативы MORT, применялись к тогдашнему состоянию управления безопасностью, в значительной степени неструктурированная литература и опыт в области безопасности приняли форму аналитической древовидной схемы. Первая версия схемы была издана в 1971 году. Рис. 57.8 показывает основные элементы версии схемы, которая была издана Джонсоном (Johnson) в 1980 году. Древовидная схема также появляется в измененной форме в более поздних публикациях о концепции MORT [см., например, Кнокс и Эйчер (Knox and Eicher), 1992].

М-ветвь поддерживает процесс, в котором обобщаются конкретные результаты, полученные на основе исследования аварии или оценки программы безопасности. События и условия S-ветви, таким образом, часто имеют свои аналоги в М-ветви. При работе с системой в М-ветви размышления аналитика концентрируются на общей системе управления. Таким образом, любые рекомендации будут также влиять на многие возможные сценарии аварии. Наиболее важные функции управления безопасностью могут быть найдены в М-ветви: разработка, внедрения и реализация политики. Они — те же самые основные элементы, что мы находим в принципах гарантии качества серии ISO 9000, изданных Международной организацией по стандартизации (ISO).

Как указано, схема MORT имеет два непременных применения [Кнокс и Эйчер (Knox and Eicher), 1992]: 1) анализировать факторы управления и организационные факторы в отношении аварии, которая имела место, 2) оценивать или провести ревизию программы безопасности в отношении крупной аварии, которая может возникнуть. Схема MORT функционирует как инструмент проверки при планировании исследований и оценок. Она также используется как контрольный лист для сравнения реальных условий с идеализированной системой. В этом применении MORT облегчает проверку полноты анализа и уход от персональных оценок.

Рис. 59.5. Четыре шага успешной программы безопасности.

Прежде наниматели редко осуществляли программы безопасности разработок или следили за безопасностью исследований. Даже сегодня изыскатели часто недостаточно серьезно относятся к вопросам безопасности. В результате вопросы здоровья людей и их безопасности могут быть упущены из виду, вместо того, чтобы рассматриваться как неотъемлемая часть работы изыскателя. К счастью, многие горно-изыскательские компании теперь стремятся изменить это положение и требуют, чтобы работники и подрядчики следовали установленным правилам техники безопасности.
Глобальной эколо!ическом политики по сохранению природы и сдерживанию дальнейшего ее развития пока не существуем, это проблема XXI века, но изменение ориентации национальной политики следует1 осуществить сегодня, иначе будет поздно, так как с большинством происходящих процессов природа не справляется. Они являются необратимыми и во многих регионах полностью нарушено равновесие. В связи с этим требуются координаль-ные целенаправленные природоохранные программы на уровне международных организаций (ВОЗ, ЮНЕГ1 и т. п.) и правительств ряда стран. Трудно представить возможности предотвращения «ползучих» экологических катастроф. Программы, направленные на решение только лишь локальных задач, не рассматривая проблему в целом глобальном всемирном масштабе, не дадут ощутимых результатов в восстановлении природы в первозданном виде.

Показатели PMF, как и CWP, постепенно снижаются в странах, имеющих строгие законы и программы, направленные на контроль воздействия пыли. Недавно проведенное в США исследование выявило, что около 2% шахтеров, работающих под землей, имели PMF после 30 и более лет работы в горнодобывающей промышленности (хотя данная цифра и может быть заниженной, так как некоторые заболевшие шахтеры оставляют работу).

Данные об активности обсуждения различных вопросов сохранения и укрепления здоровья, полученные во время проведенного опроса частных работодателей, с числом сотрудников 50 и более человек, приведены на рисунке 15.3. Согласно данным подобных исследований, проведенных в 1985 и 1992 годах, отмечается значительное увеличение заинтересованности в вопросах здравоохранения. В целом, в 1985 году 66% рабочих мест были охвачены по меньшей мере одним видом занятий в соответствии с программой, тогда как в 1992 году их число достигло 81%. Наиболее значительное увеличение активности произошло в таких сферах, как упражнения и физическая подготовка, нормализация питания, контроль повышенного артериального давления и избыточного веса. Некоторые вопросы, впервые поднятые в 1992 году, вызывали большой интерес и стали активно обсуждаться, например просвещение в области СПИДа, уровень холестерина, психическое здоровье, производственный риск и предотвращение травм. Весьма показательным в плане расширения сфер интересов является исследование 1992 года, в результате которого выяснилось, что в 30% организаций проводилось обучение или осуществлялись другие программы, направленные на устранение алкогольной и наркотической зависимости, в 28% осуществлялись программы борьбы со СПИДом, в 10% — программы профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, и в 8% — программы дородового просвещения.

Основополагающее внимание, уделяемое программами укрепления здоровья на предприятии индивидуальному образу жизни как единице воздействия, нарушает сложную взаимосвязь между мотивами социального поведения. Программы, направленные исключительно на изменение индивидуальных привычек, как правило, не принимают во внимание такие социальные факторы, как расизм, дискриминация полов и классовая предвзятость. При таком подходе поведение вырывается из контекста и предполагается, «что индивидуальные привычки дискретны и могут независимо изменяться, а индивиды могут добровольно выбрать изменение такого поведения» (Coriel, Levin and Jaco, 1986).

В ? 978 году Комиссией была предложена к рассмотрению первая программа по здравоохранению и безопасности, которую активно поддержал ACSH. Основное внимание в данной программе было уделено проблеме воздействия вредных веществ на здоровье рабочих, предотвращению производственного травматизма, отчетам и проверкам и пересмотру отношения общественности к проблемам здоровья и безопасности. С этого момента в действие начали вступать и другие программы, направленные на решение проблем безопасности производства, таких как трудоемкость, наблюдение за состоянием здоровья рабочих, поддержка малых предприятий и подготовка кадров. Таким образом, в странах -членах Содружества были предложены следующие решения проблемы здравоохранения на производстве: провести профессиональную подготовку кадров, обеспечить технические консультации и свободный доступ к справочным материалам для сотрудников. К примеру, в 1982 году Комиссия утвердила неофициальную группу из инструкторов для обмена опытом в 12 странах - членах Содружества и для проведения сравнительного анализа. Такого рода практика служит хорошим примером положительного влияния интеграции экономики стран Содружества в сфере здравоохранения и безопасности производства.

В 1991 г. было учреждено специально подразделение Департамента: the International Programme on the Elimination of Child Labour (IPEC) (Международная Программа по ликвидации детского труда). Эта новая программа выполняет совместно с государствами-членами в разных регионах мира национальные программы, направленные против детского труда. Эта программа финансируется специальными взносами от нескольких государств-членов, а именно Германии, Испании, Австралии, Бельгии, Соединенных Штатов, Франции и Норвегии.

Рабочее место является местом наиболее благоприятным для воплощения программ по борьбе с курением. Действительно, большое количество исследований показало, что программы борьбы с курением, проводимые на рабочем месте, гораздо эффективнее клинических программ, в связи с тем, что спонсированные работодателем программы более интенсивны по своим характеристикам и способны предложить финансовые и другие стимулы для тех, кто хочет бросить курить (US Surgeon General, 1985). Также совершенно очевидным является то, что борьба с хроническими легочными заболеваниями и раком, связанными с экологией рабочих мест, очень часто не может быть успешной без применения усилий, направленных на превращение курящих рабочих в экс-курильщиков. Более того, управление и контроль экологии рабочих мест, включая программы, направленные на борьбу с курением, могут прочно способствовать уменьшению фактора риска возникновения у работников сердечно-сосудистых заболеваний (Gomel et al., 1993).

Производственное оборудование и приспособления (например, сжатый воздух, вакуумные источники и вентиляционные системы) могут быть причиной высоких шумовых уровней. Поскольку конструкции модулей рабочих мест на фармацевтическом производстве закрыты, рабочие часто находятся вблизи машин во время операций производства и упаковки. Работники контролируют и взаимодействуют с производственным и упаковочным оборудованием, тем самым увеличивая их подверженность шуму. Технические методы позволяют сократить уровни звука путем изменения, закрытия или заглушения источников шума. Ротация сотрудников и использование устройств, защищающих органы слуха (то есть ушных колец и пробок), сокращают подверженность работников высоким шумовым уровням. Всесторонние программы, направленные на защиту органов слуха, идентифицируют источники шума, сокращают уровень звука на рабочих местах и включают обучение работников, связанное с шумовым воздействием и правильным использованием устройств по защите органов слуха. Мониторинг шума и медицинский контроль (т.е. аудиометрия) оценивают подверженность работников воздействию шуму и потерю ими остроты слуха в результате этого, что помогает выявлять проблемы, вызванные шумом, и оценивать адекватность корректирующих мер.

Недавно разработанные целостные концепции рассматривают такое обучение не как просто инструкции по поднятию коек и методы переноса, но скорее как программы, направленные на медсестер и пациентов, которые должны привести к будущим разработкам в этой области. Подходы «совместной эргономики», программы укрепления здоровья в больницах (понимаемые как организационное развитие) должны более интенсивно обсуждаться и исследоваться в качестве возможных будущих стратегий (см. статью «Эргономика больницы: обзор»).

— Полезно осуществлять программы, направленные на прекращение курения на работе, поскольку они позволяют участникам попробовать обойтись без сигареты в рабочее время (когда закурить, зачастую, необходимо для снятия напряжения), и создавать стимулы для тех, кто хотел бы бросить курить.




Читайте далее:
Профессиональная бронхиальная
Применять резиновые
Профессиональной деятельности
Профессиональной подготовки
Профессиональной тугоухости
Применять соответствующие
Помещении изолированном
Пирофорных соединений
Профессионально техническому образованию
Профилактические испытания
Помещении котельной
Профилактическим мероприятиям
Профилактика профессиональных заболеваний
Профилактике профессиональных заболеваний
Помещении машинного





© 2002 - 2008