Прокладочного материала



В качестве прокладочных материалов для фланцевых соединений^ воздухопроводов должны применяться паронит, асбест и тепломас-лостойкая резина с температурой тления не ниже 350 °С-

Для улавливания вредных веществ, выделяющихся из сальников, штоков цилиндров и фонарей, устанавливают местные отсосы. В качестве прокладочных материалов для фланцевых соединений применяют материалы, устойчивые к перекачиваемым средам и параметрам рабочего процесса. При необходимости компрессоры оборудуют площадками и лестницами.

Утечка газа при неисправных фланцевых соединениях и неправильном выборе прокладочных материалов

Известны аварии, вызванные неправильным применением уп-"лотнительных прокладочных материалов. Так, на фланцевые соединения хлоропроводов поставили резиновые прокладки, которые под воздействием хлора потеряли эластичность, а это привело к нарушению герметичности и затем к аварии. Прокладки из

специфических физико-химических и коррозионных свойств хранимых продуктов. Во всех случаях трубопроводы и арматура для горючих и токсичных газов (аммиака, хлора, природного газа и др.) должны удовлетворять требованиям правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов для горючих, токсичных и сжиженных газов (ПУГ-69), в соответствии с которыми не допускается применение чугунной арматуры и чугунных фасонных частей трубопроводов на складах сжиженного газа. Вся арматура и фитинги должны быть стальными. Применение арматуры и фитингов с частями из меди и ее сплавов в средах с аммиаком не допускается. Число фланцевых соединений на трубопроводах должно быть минимальным, и предпочтение должно быть отдано сварным соединениям труб. Оцинкованные детали, соприкасающиеся с аммиаком, рекомендуется окрашивать, так как цинк корродирует в водных растворах аммиака. В качестве прокладочных материалов для жидкого аммиака и хлора применяют паронит, обладающий хорошей упругостью при рабочих температурах. Применение резиновых прокладок не рекомендуется.

Трубопровод для жидкого хлора от цистерн до стационарной емкости должен быть сварным из цельнотянутых труб. Для обеспечения герметичности число разъемных соединений должно быть минимальным. Фланцевые соединения должны быть типа шип — паз или выступ — впадина. В качестве прокладочных материалов должен применяться паронит. Применение резины не допускается.

В практике эксплуатации кислородных баллонов отмечены многочисленные случаи вспышек и загораний кислородных вентилей, их прокладок из фибры, капрона, резины. Поэтому следует рекомендовать изготовление прокладок для баллонов и другой кислородной аппаратуры из пожаростойких материалов в соответствии с РТМ 26-04-30—71. В качестве материалов для изготовления прокладок кислородного оборудования следует применять паранит КП-2, фторопласт-4. Для снижения возможности загорания прокладочных материалов в кислороде можно рекомендовать негорючую смазку для резьбовых соединений вентилей кислородных баллонов и другого оборудования.

Фланцевые соединения для трубопроводов горючих токсичных и сжиженных газов должны быть выбраны с учетом давления, температуры и химических свойств среды в соответствии с техническими условиями и другими нормативными документами. При выборе прокладочных материалов следует

При выборе прокладочных материалов для фланцевых сое,-динений можно пользоваться рекомендациями Гипрокаучука [9], приведенными в табл. П-10.

Таблица 11-10. Выбор прокладочных материалов для фланцевых соединений и пределы их применения при различной уплотнительной поверхности фланцев

ТЕМПЕРАТУРА САМОВОСПЛАМЕНЕНИЯ ПРОКЛАДОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ГАЗООБРАЗНОМ КИСЛОРОДЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДАВЛЕНИЯ
Одной из причин аварий на линейной части магистральных трубопроводов является износ стенок, коррозия труб и арматуры, изменение физико-химических свойств прокладочного материала, появление дополнительных напряжений в сварных стыках из-за просадок или смещений грунта и т. д. Как правило, повреждения от износа проявляются при повышении давления на конечном участке трубопровода, при плановом или аварийном отключении промежуточных станций или неправильных переключениях на конечных участках. Для выявления слабых мест на трубопроводе применяют метод плановых испытаний — периодическую (один раз в 2 года) опрессовку действующих магистральных трубопроводов перекачиваемыми продуктами. Испытание производят при давлении, максимально допустимом для данного участка трубопровода.

Анализ нарушений герметичности фланцевых соединений показывает, что они являются следствием ошибочно выбранных типов и конструкций фланцев, прокладочного материала, а также недостаточных или чрезмерно больших усилий и неравномерной затяжки и неполного комплекта крепежных деталей (болтов, шпилек и др.), неправильной установки прокладок и т. д. При сборке фланцевых соединений иногда допускается смещение осей как самих фланцев, так и отверстий для крепежных болтов и шпилек, что практически исключает возможность равномерного обжатия прокладки при затяжке болтов и создает опасность разуплотнения фланцевого соединения. Опасность применения фланцевых соединений на трубопроводах горючих газов состоит еще и в том, что незначительные утечки горючих газов с загораниями приводят к ослаблению затяжки болтов (шпилек), деформации металлических и загоранию мягких

Несмотря на многочисленные тяжелые аварии на химико-технологических объектах и особенно при переработке нефти и нефтепродуктов, фланцевые соединения продолжают оставаться одним из основных источников выбросов в атмосферу горючих и вредных продуктов. Например, применение в качестве прокладочного материала паранита в разъемных соединениях аппаратуры и трубопроводах, работающих при высоких температурах («300°С), явно не может обеспечить необходимую герметичность и надежность, поскольку смолы и резина при высоких температурах разлагаются, и система становится хроническим источником утечки горючих и вредных продуктов в атмосферу, а также взрывов и пожаров. Не разрешена и проблема выбора надежных конструкций разъемных соединений. Например, на установке каталитического риформинга бензина Ново-Уфимского НПЗ в декабре 1990 г. авария произошла вследствие разуплотнения фланцевого соединения на вводе трубопровода в теплообменный аппарат, работающий при температуре «400 "С. Флвнец со штуцером входа газа в теплообменный аппарат крепился резьбовым соединением, ответный фланец подводящего трубопровода реакционных газов крепежными болтами присоединялся к фланцу штуцера на аппарате через герметизирующую металлическую прокладку. Разгерметизация этого фланцевого соединения произошла во время остановки системы, когда в теплообменном аппарате горючий газ находился под давлением «1,7 МПа и температуре 300 °С. При осмотре фланцевого соединения после взрыва установлено, что резьбовое соединение штуцера и фланца сильно ослаблено и имеет лишь незначительное зацепление, штуцер входа газов в теплообменник вышел из резьбового фланца (зазор между концом штуцера и уплотняющей поверхностью ответного фланца составлял «100 мм), крепежные болты фланца оставались на месте, металлическая прокладка не была повреждена, а имела лишь искривления. Именно такой вариант нарушения герметичности фланцевого соединения уникален; в то же время он является одним из множества других описанных ранее случаев разрушения фланцевых соединений, приводящих к авариям.

Ремонту трубопроводов должен предшествовать ряд подготовительных операций, аналогичных подготовке оборудования. Ремонтируемый трубопровод должен быть изолирован с помощью заглушек, которые представляют собой железную пластину необходимой толщины и уплотняющие кольца из прокладочного материала, стойкого в данной среде. Неметаллические заглушки (резиновые, асбестовые, паранитовые, картонные и т. п.) устанавливать запрещается. Заглушки должны иметь хвостовики, окрашенные в яркий цвет, чтобы после окончания ремонта какая-нибудь заглушка не была случай1 но забыта и оставлена между фланцами, так как это может привести к аварии. Число и места расположения заглушек регистрируются в журнале ремонта.

Загорания рамповых вентилей также обычно происходили при их открытии или закрытии. К возможным причинам загорания этих вентилей относят:-неудовлетворительное их обезжиривание перед сборкой или загрязнение при сборке, использование в качестве сальниковой набивки горючих материалов: резины и пропарафиниро-ванного асбестового шнура. Загорания вентилей были и при использовании в качестве прокладочного материала фибры. Причиной этого могло быть применение за-

Выбор прокладочного материала надлежит производить продуманно. Так, дли хлора и окисляющих газов (окислы азота, сернистый газ и др.) применяются прокладки из асбеста с пропиткой, из паронита, для органических растворителей и углеводородов — картон прокладочный, асбест кислотостойкий и др. Высокой устойчивостью к действию кислот, органических растворителей и других химических продуктов в условиях высоких температур (до 300°С) обладают прокладочные материалы из фторопласта. Для уплотнения часто открываемых крышек и люков аппаратов и оборудования (например, шнеков, бункеров, печей) применяют песочные затворы. На рис. 8 изображена схема устройства песочного затвора крышки винтового шнека.

При замене прокладок необходимо обращать внимание на качество прокладочного материала и его соответствие параметрам и свойствам среды. Прокладочные материалы и прокладки должны обладать достаточной пластичностью для заполнения неровностей уплотняемых поверхностей и упругостью для сохранения герметичности соединения при возможной деформации фланцев во время эксплуатации; химической стокостью в агрессивных средах; тепло- и термостойкостью; достаточной механической прочностью, обеспечивающей сопротивление усилиям от действия внутреннего давления; допускать неоднократную сборку — разборку. Форма и размеры про-

Наибольшее распространение для герметизации неподвижных разъемных соединений (фланцев, крышек и др.) получили различные прокладки, обладающие хорошей пластической деформацией. В зависимости от условий эксплуатации в качестве прокладочного материала применяют резину, фибру, кожу,, паронит, асбест, фторопласт, различные металлы (свинец, медь> алюминий) и другие материалы (табл. 2).

Конструкция резьбы обсадных труб сама по себе не обеспечивает надежной герметичности соединения. Канал между вершинами и впадинами резьбы должен быть заполнен смазкой и инертным наполнителем, не растворяющимся в газоконденсатной среде. Таким наполнителем является, например, силиконовая смазка № 2. При сборке деталей на фланцевых соединениях в результате упругой деформации и частично пластической (раздавливание) прокладочного материала создаются плотные соединения.

Наиболее часты аварии трубопроводов из-за коррозии труб и арматуры, изменения физико-химических свойств прокладочного материала, появления дополнительных напряжений в сварных стыках при посадках или смещениях грунта и т. п. Повреждения конденсатопроводов, нефтепроводов и водоводов возможны при повышении давления, при плановом или аварийном отключении промежуточных станций или неправильных переключениях на конечных участках.

557. Переборка и установка пакетов на случай временного прекращения работы механизмов, хранение инвентарных крыш и прокладочного материала должны производиться на специальных площадках.



Читайте далее:
Производственное оборудование
Производственном оборудовании
Производственно хозяйственной деятельности
Производственно обусловленной
Планировка помещений
Производственно технического назначения
Производстве электродов
Производстве аккумуляторов
Параметры срабатывания
Производстве монтажных
Производстве пластмасс
Производстве полиэтилена
Производстве пострадавший
Планировочные мероприятия
Производстве вызвавшего





© 2002 - 2008