Современных технических



Непрерывный рост масштабов производства, увеличение единичной мощности производств ведет в свою очередь к увеличению масштабов пожара, мощности взрыва, осложнению оперативной обстановки при аварии и усложнению проблем ликвидации аварий на современных промышленных объектах. Этим можно объяснить и стабильность среднегодового числа человеческих жертв при авариях, несмотря на большие усилия, направленные на повышение безопасности условий труда и большие материальные затраты на мероприятия по технике без:-опасности.

борьбу с ними. Поэтому предотвращение аварий и обеспечение максимальной взрыво-, пожаробезопасности современных промышленных объектов нефтехимии и нефтепереработки являются одной из самых сложных и актуальных проблем, требующих тщательного изучения и конкретного решения.

Пожарная защита современных промышленных предприятий включает комплекс профилактических, организационных и технических мероприятий, дополняющих друг друга и тесно взаимосвязанных между собой.

Искусственное освещение на современных промышленных предприятиях создается разнообразными электрическими источниками света. Светильники выбирают с учетом условий среды, нормированной освещенности, высоты помещения, требований к качеству освещения.

Главные фабричные инспекторы (и автор настоящего предисловия не составил исключения) начиная с 1967 г. предупреждали о возможности крупных аварий в промышленности. Однако потребовалась катастрофа в Фликсборо, чтобы работники промышленности и общественность всерьез задумались о проблемах безопасности и начались принципиальные перемены в проектировании, конструировании, да и во всех других сферах, связанных с функционированием современных промышленных предприятий. Казалось, события в Фликсборо послужат уроком всему индустриальному миру, однако катастрофы в Сан-Хуан-Иксуатепек и Бхопале, которые по своим масштабам затмили аварию в Фликсборо, показали, что еще многому следует научиться, чтобы передовые технологии восстановили кредит доверия у общественности. Повышение безопасности принципиально невозможно без обеспеченности необходимыми исходными данными. Эмоции, возбуждаемые средствами массовой информации, ничего не решают, хотя их внимание к проблемам безопасности необходимо, чтобы не потерять делового настроя.

Здесь автор мимоходом замечает об одной из важнейших особенностей аварий современных промышленных предприятий [Легасов,1988] - цепном механизме развития аварии (эффект "домино"). Согласно статистике аварий, около 90% аварий на промышленных предприятиях сегодня развиваются именно по цепному механизму. - Прим. ред.

Уже на примере событий в Фейзене наглядно проявляется существенная особенность аварий современных промышленных предприятий: причина аварии - это, как правило, не одно действие (например, отклонение от технологического регламента оператором, или, другими словами, нарушение инструкции), а целая совокупность обстоятельств (в том числе - дефекты оборудования), каждое из которых само по себе неспособно инициировать крупную аварию, и только их сочетание приводит к катастрофическим последствиям. Во многих случаях фазы инициирования аварий на разных предприятиях по своему характеру оказываются удивительно похожими, несмотря на разницу в технологии (химическое производство, атомная электростанция, морское судно), подготовленности персонала, государственной принадлежности предприятия и т. д. Впервые, по-видимому, на это обстоятельство обращено внимание в работе [Легасои,1988]. К сожалению, в настоящее время нет адекватного формального (математического) аппарята для описания фазы инициирования аварии, что сдерживает, например, распространение оправданных методов предотвращения аварий между разными отраслями промышленности. Создание такого аппарата -актуальная задача промышленной безопасности. - Прим. ред.

Затрагиваемая автором проблема знаний об опасностях, реализуемых при авариях современных промышленных предприятий, и умения грамотно действовать при защите населения и персонала, ликвидации их последствий актуальна и для нашей страны. Сущность проблемы заключается в том, что в условиях вовлечения в хозяйственную деятельность тысяч новых веществ, постоянной смены технологий такие знания (и разрабатываемую на их основе тактику действий в экстремальных ситуациях) можно получить путем лишь научных исследований, но не на основе чисто практического опыта. В качестве примеров для разбираемого в этой главе класса аварий -крупных пожаров укажем лишь на такие опасности (помимо отмеченных автором опасностей технологии сжиженных газов), как : формирование огневых шаров жидких углеводородных топлив при вскипании продукта в резервуаре хранения при его горении (время возникновения - от 7 мин до 2 ч после воспламенения, поражаемая площадь - до 10 тыс. м^); усиление воздушных ударных волн, проходящих над горящими разлитиями топлив (коэффициент усиления от 2 до 10); развитие в ходе крупного пожара неконтролируемых химических реакций с образованием токсичных веществ (возможен широкий спектр поражающего действия). Каждое из отмеченных явлений для организации эффективного противодействия требует экспериментального и теоретического изучения, целенаправленного обучения личного состава и оснащения подразделений специальной техникой, прежде всего диагностической. Пока что и крупные аварии (например, авария 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС), и более мелкие происшествия (например, авария 26 февраля 1988 г. в Чимкенте) свидетельствуют о нерешенности перечисленных вопросов. - Прим. ред.

Это связано с тем, что "причиной" крупных аварий современных промышленных предприятий -а именно такие аварии в основном рассматриваются в книге - чаще всего являются не отдельные отклонения (только они фигурируют в методе изучения опасностей и функционирования), а несколько подобных отклонений в совокупности. - Прим. ред.

Как показывает западный опыт, необходима и эффективная техническая поддержка действий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями на современных промышленных предприятиях. Особенно привлекательны возможности, обеспечиваемые компьютерными системами прогнозирования развития аварии, которые в реальном времени или с некоторым упреждением позволяют предсказывать направление и форму развития зоны поражения - эволюцию облаков токсичных веществ, динамику пожара и т. п. - Прим. ред.

Повреждения энергосистем могут быть следствием гроз, взрывов, пожаров, обрушений сооружений, а также^могут возникать в результате самостоятельных аварий энергосистем. По характеру они аналогичны вторичным поражениям, вызываемым последствиями ядерного взрыва'. Значение выхода из строя водопроводных и других энергетических и коммунальных инженерных сетей для современных промышленных предприятий наглядно видно из огромной энергоемкости их производства, характеризующейся такими цифрами: для производства 1 т кокса требуется 3 м3 воды, стали — 20 м3, чугуна — 250 м3, сухой сельскохозяйственной растительности — 500 м3, синтетического волокна — 500 м3, искусственного шелка — 950 м3, хлопчатобумажных тканей— 300—11000 м3 и высокосортной бумаги — 3 тыс. м3 [5, 38].
Поскольку повышение экологичности современных технических систем часто достигается применениями экобиозащитной техники, ИТР обязан знать, уметь применять и создавать новые средства защиты,

В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах. Первое направление-заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления технические системы снабжают защитными устройствами — средствами взрыво- и пожаро-зашиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д.

В настоящее время существуют два основных направления минимизации риска возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах. Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления технические системы и объекты снабжаются различными защитными устройствами — средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниеза-щиты, локализации и тушения пожаров и т. д.

Вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Вводный инструктаж должен проводиться в кабинете охраны труда или в специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов). Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем (главным инженером) предприятия (организации) по согласованию с профсоюзным комитетом. Примерная программа вводного инструктажа дана в приложении 1 ГОСТ 12.0.004 — 79. О проведении вводного инструктажа и проверке знаний делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа (личной карточке инструктажа) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Формы журнала регистрации вводного инструктажа и личной карточки инструктажа приведены в приложении 3 ГОСТ 12.0.004 — 79.

Правильное решение задачи проектирования взаимодействия человека и техники может быть достигнуто только на основе системного выявления и использования тех связей, которые существуют реально между техникой и технологией производства с порождаемыми ими условиями труда, с одной стороны, и реакциями на них работающего человека — с другой. Системный подход характерен для сравнительно недавно возникшей и бурно развивающейся отрасли знания — эргономики. Специфическим предметом ее исследований является недехника сама по себе и не только человек как субъект производства, а система человек — машина, все элементы которой рассматриваются в единстве и взаимодействии с конечной целью согласования физических и психических возможностей человека, его эстетических вкусов и других качеств с параметрами современных технических средств.

В последнее время все в большей мере используется программированное обучение, которое дает возможность оформить учебный материал в виде обучающей программы. Кроме того, оно способствует повышению активности обучаемых, рациональному использованию рабочего времени, более полному усвоению изучаемого материала и использованию для этих целей современных технических средств как для интенсификации обучения слушателей, так и для повышения качества труда преподавателей.

г) условия, способствующие нарушениям правил безопасности, к которым относятся недостатки в планировании работ по совершенствованию техники безопасности (предусмотрены ли проведение необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внедрение законченных научно-исследовательских и конструкторских разработок, механизация тяжелого труда и автоматизация опасных операций, модернизация и замена устаревшего оборудования и оснастки, внедрение рационализаторских предложений научной организации труда, эффективных форм и методов материального и морального стимулирования работ без аварий и травматизма); недостатки действующих правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ (соответствуют ли они уровню развития науки, техники и передовому производственному опыту, способствуют ли они внедрению новых контрольно-измерительных приборов, современных технических средств безопасности и противоаварийной техники); недостатки в организации инспекторского надзора за безопасным ведением работ (низкий инженерно-технический уровень обследований, поверхностное расследование несчастных случаев, низкая эффективность разрабатываемых мероприятий, неглубокий анализ состояния техники безопасности и травматизма, невыполнение других обязанностей или неэффективное использование прав, предусмотренных должностными инструкциями).

2.5 Вводный инструктаж должен проводиться в кабинете охраны труда или в специально оборудованном для этого помещении с использованием современных технических средств обучения, наглядных пособий и литературы, соответствующих конкретному содержанию учебного материала и условиям производства.

кие работники, занятые ведением технологического процесса и эксплуатацией оборудования на этих объектах, проходят курс подготовки с использованием современных технических средств обучения и отработки навыков (тренажеров, учебно-тренировочных полигонов и т.д.). С этой целью указанные предприятия должны иметь компьютерные тренажеры, включающие максимально приближенные к реальным динамические модели процессов и реальные средства управления (функциональные клавиатуры, графические экранные формы и т.д.). Обучение и отработка практических навыков на компьютерных тренажерах должны обеспечивать освоение технологического процесса и системы управления, пуска, плановой и аварийной остановки в типовых и специфических нештатных и аварийных ситуациях.

Учитывают также нормативно-технические документы и данные о численности работников, характеристиках различных видов производств отрасли, типах оборудования и т. д., текущие сведения о состоянии охраны труда, экономических затратах и расходовании материальных средств на мероприятия по улучшению условий труда и техники безопасности, общей и профессиональной заболеваемости, фактическом состоянии производственного оборудования и соответствии его правилам безопасности, аварийных ситуациях, возникающих на объектах при эксплуатации оборудования, машин и механизмов, наличии средств индивидуальной защиты, малой механизации, блокировки, аварийной сигнализации и др.; учетные и ретроспективные данные, накапливаемые для планирования развития охраны труда в отрасли [65]. Ускорение и облегчение работ по получению, обработке и анализу этого материала может быть обеспечено широким использованием современных технических средств связи и ЭВМ.

использование современных технических средств диспетчерской связи и внедрения автоматизированных систем управления строительным производством;



Читайте далее:
Совместном присутствии
Совокупность технических
Серьезные разрушения
Современных химических
Современных предприятиях
Соответствующую техническую
Серьезных нарушений
Современного оборудования
Серьезных недостатков
Создается впечатление
Создаются специальные
Спасательные устройства
Серьезных последствий
Спасательного снаряжения
Специальные исследования





© 2002 - 2008