Спасательными средствами



В настоящей книге автор исходит из посылки, что при надежных спасательных средствах авария и даже гибель судна не должны быть связаны с риском для жизни находящихся на борту людей. Практика показывает, что лишь незначительное количество людей гибнет по причинам, вызвавшим аварийную ситуацию.

В боде в спасательных средствах

Благополучно покинув гибнущее судно, человек может находиться в спасательном средстве коллективного использования или в воде. Во втором случае индивидуальное спасательное средство должно обеспечивать его безопасное положение в воде. При длительном пребывании в воде причинами смерти могут стать гипотермия (переохлаждение организма) и истощение. Гипотермия представляет главную опасность и для спасающихся в шлюпках и на плотах, особенно если их одежда намокла При длительном пребывании пюдей в коллективных спасательных средствах опасность для жизни может возникнуть из-за недостатка воды и пищи. Аварии нефтеналивных судов часто связаны с появлением вокруг судна зоны горящей

Переохлаждение и обмораживание являются реальной угрозой и для лиц, находящихся в спасательных средствах, особенно в открытых шлюпках. Она усугубляется в связи с комбинированным воздействием на человека отрицательной температуры и ветра (табл. 2.2) [6].

Формирование пищевого рациона на спасательных средствах морских судов связано с некоторыми особенностями. Первая из них — длительность хранения. Предполагается, что рацион не заменяют чаще, чем остальные элементы снабжения спасательного сред-

В основу первых Конвенций по охране человеческой жизни на море 1914 и 1929 гг. легли английские материалы «Инструкция по наблюдению за спасательными средствами» министерства торговли Великобритании, изданная в 1908 г., аналогичная инструкция 1926 г., доклад Комитета гю торговому мореплаванию 6 спасательных средствах за 1927 г.

Класс 5. При длине свыше 150 футов судно должно иметь не менее двух шлюпок, при длине от 70 до 150 футов — по крайней мере одну. Во всех коллективных спасательных средствах должно размещаться не менее 40 % общего количества людей на борту.

Подобную модель спасательной операции следует считать стандартной, и она полностью соответствует современным требованиям, в соответствии с которыми спасающийся не должен находиться в воде. Люди должны занять места в шлюпках и плотах до их спуска на воду или разместиться в предварительно спущенных на воду спасательных средствах, использовав трапы, скаты и др. Спрыги-вание в воду следует считать исключением.

Обеспечение жизнедеятельности спасающихся в коллективных спасательных средствах также связано с целым рядом проблем. Основной мерой, направленной на их комплексное решение, является использование закрытых спасательных шлюпок. Совместно с надувными спасательными плотами, имеющими тентовое закрытие, они обеспечивают надежную защиту обитателей от предельных температурных воздействий и атмосферных осадков. О живучести коллективных спасательных средств будет сказано ниже.

Электронные средства коммуникации предусматриваются и на спасательных средствах. Так, на пассажирских судах при общем количестве людей до 1500 стационарной радиостанцией должна быть оборудована одна из моторных спасательных шлюпок, а при количестве людей свыше 1500 —две шлюпки, по одной с каждого борта.

К пассивным средствам обнаружения прежде всего следует отнести яркую окраску закрытий и тентов спасательных средств, спасательных жилетов и других видимых предметов. В морских условиях наиболее различим ярко-оранжевый цвет. В настоящее время его спектр стандартизирован. В последние годы все большее распространение получают отражающие пленки, существенно облегчающие поиск спасательных средств в ночное время. Принцип их действия показан на рис. 5.10. Прозрачные шарики, находящиеся над сферическими выемками, обеспечивают отражение падающего На поверхность пленки луча света в обратном направлении, т. е. к источнику света, в пределах некоторого сферического угла. Таким образом, здесь нарушается привычное со школьных лет правило! «угол падения равен углу отражения». Диаметр шарика составляет несколько сотых миллиметра, что позволяет сделать отражающую пленку достаточно тонкой и удобной в употреблении. Расположение отражающих пленок на различных спасательных средствах показано на рис. 5.11.
Погибший при столкновении с айсбергом в 1912 г. «Титаник» продержался на поверхности воды 2 ч 40 мин. Тот факт, что из находящихся на борту 2200 человек удалось спастись лишь 711, свидетельствует, с одной стороны, о недостатках в обеспечении судна спасательными средствами, а с другой,— о плохой организации спасательных операций и, как следствие, возникновении паники среди пассажиров. Даже при повреждениях от взрывов суда подолгу оста-

В основу первых Конвенций по охране человеческой жизни на море 1914 и 1929 гг. легли английские материалы «Инструкция по наблюдению за спасательными средствами» министерства торговли Великобритании, изданная в 1908 г., аналогичная инструкция 1926 г., доклад Комитета гю торговому мореплаванию 6 спасательных средствах за 1927 г.

Таблица 3.1. Нормы снабжения судов спасательными средствами согласно Конвенции СОЛАС 1929 г.

В Конвенцию СОЛАС 1948 г. были включены требования по обеспечению спасательными средствами грузовых судов. Вместо указания на достаточность спасательного снабжения пассажирских судов была включена конкретная рекомендация о том, что суммарная вместимость спасательных шлюпок должна быть достаточной для размещения всех людей. Напомним, что такая рекомендация имелась в Конвенции 1914 г. Дополнительно предусматривались плавучие приборы из расчета эвакуации 25 % общего количества людей на судне.

средств с надувными камерами плавучести были отменены. Надувные плоты в нормах снабжения пассажирских судов спасательными средствами заняли место жестких спасательных плотов и других спасательных приборов, предназначенных для спасения 25 % общего количества людей в дополнение к спасательным шлюпкам. При определенных условиях признавалась допустимой замена спасательных шлюпок надувными плотами. Вместе с тем для пассажирских судов, совершающих рейсы на коротких заграничных линиях, надувные спасательные плоты представляются единственным целесообразным спасательным средством.

Конференция по охране человеческой жизни на море, состоявшаяся в 1974 г , не внесла существенных изменений в нормы снабжения судов спасательными средствами. Был сохранен и принцип формирования этих норм.

Большое количество различных регламентирующих документов и их достаточно частая смена создают впечатление о существовании определенной динамики в области обеспечения судов спасательными средствами. К сожалению, это не так. Убедиться в сказан~нбмГпбзво-ляет даже поверхностное сравнение норм снабжения судов средствами спасения людей, составленными с интервалом более чем в полвека.

В соответствии с требованиями Конвенции 1914 г. пассажирские суда неограниченного плавания следовало снабжать следующими спасательными средствами: шлюпками вместимостью, достаточной для посадки всех находящихся на судне людей, и спасательными приборами для поддержания на воде 25 % общего числа пассажиров и экипажа.

Выше отмечалось, что в основе нормы снабжения пассажирских судов спасательными средствами 1914 и 1929 г. идентичны. О несовершенстве этих средств свидетельствуют последствия некоторых аварий пассажирских судов в период с 1912 по 1927 г. (табл. 3.2). Во всех случаях, за исключением «Титаника», суда быстро кренились.

Трудно представить, что составители Конвенции по охране человеческой жизни на море 1929 г. не знали о том обстоятельстве, что при аварии с креном судно практически лишается половины спасательных шлюпок, а это неизбежно приводит к трагическим последствиям. Однако нормы снабжения судов спасательными средствами 1929 г. не претерпели изменений по сравнению с нормами 1914 г. Вывод, естественно, можно сделать только один: принятые решения в обоих случаях были вынужденными. Деревянные спаса' тельные шлюпки являлись в то время единственным средством оказания помощи, а разместить на судне большее их количество не представлялось возможным.

Согласно Конвенции 1960 г. нормы снабжения грузовых судов спасательными средствами регламентировали следующее:



Читайте далее:
Современное производство
Современном состоянии
Соответствуют действующей
Создаются благоприятные
Создавать опасность
Спасательными средствами
Спасательного оборудования
Специальные аварийные
Специальные металлические
Специальные противопожарные
Специальные требования
Специальных инструкций
Специальных контейнерах
Соответствующими министерствами ведомствами
Серьезным последствиям





© 2002 - 2008