Спасательного снаряжения
В Конвенцию СОЛАС 1948 г. были включены требования по обеспечению спасательными средствами грузовых судов. Вместо указания на достаточность спасательного снабжения пассажирских судов была включена конкретная рекомендация о том, что суммарная вместимость спасательных шлюпок должна быть достаточной для размещения всех людей. Напомним, что такая рекомендация имелась в Конвенции 1914 г. Дополнительно предусматривались плавучие приборы из расчета эвакуации 25 % общего количества людей на судне.
На этом исчерпывается содержание основных разделов Конвенции 1914 г., относящихся к нормированию спасательного снабжения. В тот период на морских судах допускалось использование различных шлюпок, включая шлюпки с откидными бортами и местных способов постройки. В целом следует констатировать чрезвычайно низкий технический уровень спасательной техники того времени,
Рассмотрим теперь основную часть Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 г., относящуюся к нормированию спасательного снабжения. В конвенции последующих лет не были включены какие-либо принципиально новые положения. Правило главы III «Спасательные средства» гласит:
Основным вопросом повесток дня заседаний Подкомитета в течение последних лет являлся пересмотр главы III «Спасательные средства» Конвенции по охране человеческой жизни на море Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемых Подкомитетом, достаточно широк: нормирование спасательного снабжения рыболовных судов; проблемы предотвращения гипотермии; спасательные средства морских буровых платформ; конструирование аварийных позиционных радиобуев; консервация питьевой воды и многие другие.
Обратимся к нормам снабжения Береговой охраны США. Достаточно специфичными являются условия плавания судов по Великим озерам североамериканского континента. Нормы спасательного снабжения таких судов приведены в табл. 3.6.
Остановимся на факторах, влияющих на нормирование судового спасательного снабжения. В Конвенции в качестве таких факторов фигурируют назначение судна, его размер, разделение судна на водонепроницаемые отсеки, район плавания. Можно утверждать, что основными факторами, определяющими нормы снабжения, являются количество и состав находящихся на борту людей В этом отношении все суда можно разделить на три категории: грузовые, пассажирские и специальные. На борту грузовых судов находятся члены экипажа и менее 12 пассажиров, пассажирских — пассажиры, экипаж и обслуживающий персонал, специальных — экипаж и значительный по численности персонал, необходимый для выполнения свойственных судну функций.
Назначение судна является следующим по важности фактором, влияющим на нормы спасательного снабжения. Однако по существу при формировании норм исходят из состава и количества находящихся на судне людей. Исключением следует считать суда, предназначенные для транспортировки нефтепродуктов, сжиженных газов и химических продуктов. Характер перевозимых ими грузов накладывает определенные ограничения на тип спасательных средств.
Важнейшим фактором дифференциации спасательного снабжения является район плавания. Так, в Правилах Регистра СССР по конвенционному оборудованию названы четыре района плавания. Параметром для такого подразделения принято удаление от места-убежища. К сожалению, выяснить механизм количественной оценки и последующей дифференциации спасательного снабжения не представляется возможным. Вероятно, он вообще отсутствует, что является причиной ряда искусственных положений в тексте Правил. Прежде всего возникает вопрос: каким образом расстояние от места-убежища в 200 миль может повлиять на характер спасательной операции и соответственно на состав спасательного снабжения пассажирских судов? Видимо, это каким-то образом связывается с нали-
Несколько в большей степени влияет на спасательное снабжение размер судна. Так, для пассажирских судов предусмотрен дополнительный фактор — количество пассажиров. В правилах министерства торговли Великобритании сохранены все конвенционные ограничения и, кроме того, внесены некоторые изменения в состав спасательного снабжения судов некоторых классов в зависимости от их длины или вместимости (например, для гудов класса 9 — при вместимости 500 per. т, класса 10 — при длине от 55 до 85, от 85 до 150 и свыше 150 футов).
Таким образом, в Конвенции по охране человеческой жизни на море основным фактором при нормировании судового спасательного снабжения являются состав и количество находящихся на борту людей или тип судна. В национальных правилах важную роль играют также район плавания, а в качестве дополнительных факторов слу-
жат размер судна, погодные условия, время года и подразделение корпуса судна на водонепроницаемые отсеки. Этот перечень свидетельствует о достаточной обоснованности норм спасательного снабжения. Вместе с тем, как будет показано ниже, характер протекания аварий, да и наиболее вероятная причина гибели судна определяются в основном его размером. В соответствии с этим размер судна должен рассматриваться как важнейший фактор нормирования спасательных средств наряду с составом и количеством находящихся на судне людей. Спускаться в аппарат и начинать работу в нем можно только в присутствии лица, ответственного за данную работу. Непосредственно перед спуском ответственный должен проверить (путем опроса) состояние здоровья рабочих, повторно проинструктировать весь состав бригады о безопасных методах работы на данном участке, проверить качество и соответствие данным условиям работы спецодежды, средств индивидуальной защиты, спасательного снаряжения и другого инвентаря, перечисленного в наряде-допуске. Рабочих, заявивших о недомогании или плохом самочувствии, направлять на работу в аппарат запрещается.
24. Непосредственно перед спуском рабочего в емкость лицо, ответственное за проведение работ, должно проверить (путем опроса) состояние здоровья рабочих, повторно проинструктировать весь состав бригады о безопасных методах работы на данном участке, проверить качество и соответствие данным условиям работы спецодежды, средств индивидуальной защиты, спасательного снаряжения и другого инвентаря, перечисленного в разрешении-допуске.
85. При использовании спецодежды, спецобуви, индивидуальных средств защиты и спасательного снаряжения необходимо знать их техническую характеристику и правила эксплуатации.
90. Пояс спасательного снаряжения надевают поверх спецодежды. Длину лямок регулируют таким образом, чтобы пояс находился на уровне поясницы, после чего его затягивают и застегивают пряжкой.
92. Обо всех замеченных неисправностях спецодежды, средств защиты а спасательного снаряжения рабочий должен немедленно сообщить мастеру или лицу, ответственному за проведение работ.
Обо всех замеченных неисправностях спецодежды, средств защиты и спасательного снаряжения рабочий должен сообщить мастеру или другому ответственному лицу до начала работы.
средств индивидуальной защиты, спасательного снаряжения и другого инвентаря, перечисленного в наряде-допуске. Рабочих, заявивших о недомогании или плохом самочувствии, направлять на работу в аппарат запрещается.
24. Непосредственно перед спуском рабочего в емкость лицо, ответственное за проведение работ, должно проверить (путем опроса) состояние здоровья ра бочих, повторно проинструктировать весь состав бригады о безопасных методах работы на данном участке, проверить качество и соответствие данным условиям работы спецодежды, средств индивидуальной защиты, спасательного снаряжения и другого инвентаря, перечисленного в разрешении-допуске.
85. При использовании спецодежды, спецобуви, индивидуальных средств защиты и спасательного снаряжения необходимо знать их техническую характеристику п правила эксплуатации.
90. Пояс спасательного снаряжения надевают поверх спецодежды. Длину лямок регулируют таким образом, чтобы пояс находился на уровне поясницы, после чего его затягивают и застегивают пряжкой.
92. Обо всех,замеченных неисправностях спецодежды, средств защиты и спасательного снаряжения рабочий должен немедленно сообщить мастеру или лицу, ответственному за проведение работ.
Читайте далее: Современном состоянии Соответствуют действующей Создаются благоприятные Создавать опасность Спасательными средствами Спасательного оборудования Специальные аварийные Специальные металлические Специальные противопожарные Специальные требования Специальных инструкций Специальных контейнерах Соответствующими министерствами ведомствами Серьезным последствиям Специальных строительных
|