Сжиженных взрывоопасных



Сырая нефть, светлые нефтепродукты и сжиженные углеводородные газы при перекачке и транспортировании способны электризоваться. Возникновение электричества в жидкостях во время их движения может привести к накоплению большого заряда и разряду его в виде искр.

Некоторые жидкие углеводороды (нефть, мазуты и растворимые в воде жидкости) практически не накапливают электростатических зарядов, так как обладают высокой электропроводностью. Все другие нефтепродукты и сжиженные углеводородные газы обладают высоким электрическим сопротивлением и в определенных условиях накапливают значительный заряд. Особенно большое влияние на электризуемость жидких углеводородов оказывает влажность воздуха, изменение которой может резко исказить данные об оценке склонности их к электризации (табл. 8).

Хранилища сжиженных газов могут быть подземными и наземными. В подземных хранилищах в большинстве случаев хранят сжиженные углеводородные газы под незначительным избыточным давлением (изотермические хранилища) при температуре несколько ниже температуры кипения углеводорода при данном давлении. В этих хранилищах, как правило, хранят большие объемы сжиженных углеводородных газов (пропан, изобутан, пропилен, про-пан-бутановые смеси и др.) и ЛВЖ, так как этот способ хранения является более безопасным и в значительной мере позволяет уменьшить масштабы и тяжесть последствий возможных пожаров и взрывов.

Сжиженные углеводородные газы, аммиак и хлор имеют большой коэффициент объемного расширения. Поэтому при переполнении этими газами резервуаров сверх установленной нормы и даже при сравнительно небольшом повышении температуры давление в них возрастает, что может привести к аварии. Эта опасность особенно проявляется при хранении сжиженного хлора, давление паров которого при температуре окружающей среды довольно высоко.

Перекачка насосами. Сжиженные углеводородные газы, жидкий аммиак и хлор можно перекачивать насосами. Однако при этом должны строго выполняться необходимые требования правил техники безопасности, при нарушении которых могут возникать следующие опасности:

Разгрузку с помощью испарителя применяют при использовании водяного пара в качестве теплоносителя. Для этого испаритель наполняют сжиженным газом и паровое пространство соединяют с цистерной, в которой создают повышенное давление. Давление в испарителе при подаче греющего пара должно возрасти на 0,35 МПа (3,5 кгс/см2) по сравнению с первоначальным. Таким способом можно транспортировать жидкий аммиак, хлор и сжиженные углеводородные газы.

Сжиженные углеводородные газы, аммиак и хлор перевозят под давлением в железнодорожных и автомобильных цистернах или в баллонах и наполняют из стационарных хранилищ, расположенных, как правило, на предприятиях, производящих эти сжиженные газы. Заправка транспортных сосудов и слив сжиженных газов представляют собой весьма опасные операции. Многие аварии, происшедшие за последние годы за рубежом и в нашей стране, были связаны именно с этими операциями. Поэтому на заправочных станциях должны строго выполняться специфические требования по технике безопасности.

Перегретая жидкость, как известно, отличается тем, что давление ее паров превышает атмосферное. В химической технологии приходится иметь дело с огромными массами как нейтральных, так и горючих перегретых жидкостей; к ним относятся сжиженные углеводородные газы, хлор, аммиак, фреоны, находящиеся в технологических системах при температуре окружающей среды и давлении, превышающем атмосферное. Перегретыми могут быть жидкости, имеющие температуру кипения выше температуры окружающей среды при высоких температурах и давлениях, превышающих атмосферные, например вода в паровых котлах. Уровень перегрева жидкости обычно характеризуется разностью между температурой, при которой жидкость'находится в технологической системе, и температурой ее кипения при атмосферном давлении. Если происходит внезапное разрушение сосуда (системы) с перегретой жидкостью, она быстро испаряется с образованием паров в окружающей среде и формированием ударных волн. При расчетах взрывов систем с перегретыми жидкостями используют их термодинамические параметры.

Производительность установки по сырью составляет 300 тыс. т в год. На установке получают бензин-рафинат, толуол, ксилолы, высшие ароматические углеводороды, а также водородсо-держащий газ и сжиженные углеводородные газы.

Сжиженные углеводородные газы способны растворять воду, содержание которой увеличивается с повышением температуры. При охлаждении этих газов избыточная вода выделяется и образует кристаллогидраты с углеводородами, которые закупоривают трубопроводы.

Закупорка трубопроводов, по которым транспортируются сжиженные углеводородные газы, усиливается в присутствии механических загрязнений. Последние, скапливаясь в трубопроводе, вызывают сужение его проходного сечения, поток продукта дросселируется, переохлаждается, тем самым создаются благоприятные условия для образования кристаллогидратов. Из этого следует, что вновь смонтированные трубопроводы, а также включенные после капитального ремонта необходимо тщательно промывать и продувать сжатым воздухом. В дополнение к чтим мероприятиям следует предусматривать надежный отстой продуктов перед откачкой из емкостей, а в отдельных случаях целесообразно монтировать ситчатые фильтры или специальные ловушки.
С ростом потребления углеводородов, аммиака, хлора значительно увеличиваются объемы хранилищ сжиженных взрывоопасных и токсичных газов, поэтому „следует принимать меры, обеспечивающие безопасность производства, так как были случаи серьезных аварий в хранилищах сжиженных газов и газгольдерах. Взрывы газовых смесей сопровождались разрушением сосудов.

В книге на основе отечественного н зарубежного опыта дан анализ типичных аварий в различных химических производствах аммиака, азотной кислоты, фосфора, этилового спирта, капролактама, полиэтилена, перекисных и металлоорганических соединений. Приведены рекомендации по предотвращению аварий при проведении крекинга и пиролиза углеводородов, окислительного дегидрирования, хлорирования, нитрования, а также процессов, связанных с образованием пылей, хранением сжиженных взрывоопасных и токсичных газов, со сливо-налив-ными операциями, сжиганием и сбросом отходящих газов, очисткой сточных вод, работой в зимних условиях.

Несмотря на преимущества подземного хранения сжиженных взрывоопасных и токсичных газов с точки зрения безопасности, по экономическим, эксплуатационным и другим соображениям широко применяют и наземные хранилища, а также склады.

На основании анализа этой и других аварий можно сделать вывод, что существующие технические возможности и средства тушения пожаров и локализации крупных аварий и взрывов не соответствуют требованиям быстрого подавления пожаров больших, объемов взрывоопасных сжиженных газов и ЛВЖ. В этой связи еще раз следует подчеркнуть, как важно правильно выбрать способ хранения и конструкцию резервуаров для сжиженных взрывоопасных и токсичных газов и ЛВЖ. Совершенно очевидно, что-предпочтение должно отдаваться подземным способам хранения при минимальном избыточном давлении. При необходимости наземного хранения даже сравнительно небольших объемов следует по возможности применять изотермические хранилища или резервуары под меньшим избыточным давлением с использованием соответствующих компрессорных установок для конденсации паров, образующихся за счет притока тепла из окружающего воздуха.

В литературе описаны случаи взрывов, обусловленные повышенным содержанием кислорода в инертном газе, применяемом .для передавливания сжиженных взрывоопасных газов.

При опорожнении хранилищ сжиженных взрывоопасных газов лринимают меры, исключающие попадание в них воздуха при снижении уровня жидкости. Для этого можно применять различные схемы. В таких схемах азот используют как для передавливания, так и для «азотного дыхания», т. е. для заполнения хранилищ при опорожнении.

Заземление. Опасность слива и налива транспортных сосудов и складских резервуаров сжиженных взрывоопасных газов и горючих жидкостей связана с возможностью их воспламенения от статического электричества. Поэтому стационарные хранилища и транспортные сосуды перед сливо-наливными операциями должны быть надежно заземлены, с тем чтобы отводить электрические заряды, которые могут вызвать искру и воспламенение смеси паров с воздухом.

Для предупреждения подобных случаев транспортные сосуды для сжиженных взрывоопасных газов и ЛВЖ на время сливо-наливных операций следует надежно заземлять, чтобы обеспечить отвод статического электричества. Залив жидкости в сосуды необходимо осуществлять через сифонные трубы без разрыва струи.

Во многих случаях расстояние факельной трубы до объекта диктуется необходимостью исключить опасность воспламенения ЛВЖ, сжиженных взрывоопасных газов, горючих продуктов и других горючих предметов.

Для предотвращения подобных аварий на воздушках резервуаров ЛЖВ, сжиженных взрывоопасных газов, а также на сбросных: газовых трубах должны устанавливаться обогреваемые огнепре-градители и гидрозатворы. Обогреваться должны также воздушки, сбросные трубы и другие устройства, в которых могут замерзать вода и другие продукты при низких температурах окружающей среды.

Наиболее взрывобезопасными являются герметичные бессальниковые электронасосы, выпускаемые отечественной промышленностью в двух модификациях: ЦНГ — с горизонтальным расположением вала и ХГВ —с вертикальным. Эти насосы можно применять для перекачивания сжиженных взрывоопасных газов, легко воспламеняющихся и горючих жидкостей, имеющих агрессивные и токсические свойства.




Читайте далее:
Сопровождается значительным
Сальникового уплотнения
Существенно уменьшается
Симптомов интоксикации
Существует определенный
Существует вероятность
Существующими правилами
Симптомов поражения
Субподрядных организаций
Судорожным сокращением
Сужающего устройства
Сопровождающиеся выделением
Суммарная длительность
Суммарной мощностью
Суммарное сопротивление





© 2002 - 2008