Сжиженного нефтяного



Цистерны и бочки рассчитываются на давление, которое может возникнуть в них при 50° С, т. е. при максимально возможной температуре воздуха в нашей стране. В отдельных случаях, если заранее известно, что автоцистерны будут эксплуатироваться при низких температурах, их могут рассчитывать и на меньшие температурные режимы, но не ниже плюс 35° С, причем об этом указывается в паспорте цистерны. По особым нормативам рассчитываются цистерны для сжиженного кислорода.

Производство сжиженного кислорода является важным направлением в перерабатывающей промышленности. В настоящее время в США его производится порядка 13 млн. т в год, из которых 70% идет на нужды сталелитейной промышленности, а еще 10% - на другие металлоплавильные производства. В 1982 г. по объему производства сжиженный кислород занимал четвертое место после серной кислоты, азота и аммиака [Malpas,1984]. Основное количество сжиженного кислорода производится на тех же предприятиях, где он и потребляется. Некоторые сталелитейные производства потребляют до 1000 т сжиженного кислорода в день. С установок по сжижению жидкий кислород может транспортироваться по трубопроводам. Одна из английских установок, где получают сжиженный кислород, имеет разветвленную сеть трубопроводов с общей

длиной 20 км. Кроме этого, жидкий кислород транспортируется по железной дороге или в автоцистернах специальной конструкции. Также существует большое число хранилищ сжиженного кислорода на предприятиях. В работе [Booth, 1973] указывается, что в хранилищах ежедневно теряется в результате испарения 0,1 - 0,2%. Кроме того, используется огромное количество баллонов с сжиженным кислородом.

поверхности контакта происходит массоперенос: кислород воздуха конденсируется и сжижается, а азот - испаряется. Таким образом, может образоваться большое количество сжиженного кислорода. Аналогичные эффекты возникают при контакте кислорода воздуха с разлитием жидкого воздуха, поскольку точки кипения жидкого воздуха и жидкого азота близки.

Цистерны и бочки для сжиженных газов (кроме криогенных жидкостей) рассчитывают на давление, которое может возникать в них при температуре t = 50°C. Цистерны для сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей рассчитывают на давление, при котором должно производиться их опорожнение. Прочность цистерн обеспечивается с учетом возможного действия дополнительных динамических напряжений, возникающих при транспортировке. Цистерны, наполняемые жидким аммиаком с температурой, не превышающей в момент окончания наполнения минус 25°С, при наличии изоляции рассчитывают на давление 0,4 МПа. Термоизоляционные кожуха цистерн для криогенных жидкостей снабжают разрывной предохранительной мембраной.

Цистерны для сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей должны быть рассчитаны на давление, при котором должно производиться их опорожнение.

На железнодорожных цистернах для сжиженного кислорода, азота и других криогенных жидкостей устройство помоста около люка не обязательно.

9.1.17. Пропускная способность предохранительных клапанов, устанавливаемых на цистернах для сжиженного кислорода, азота и других криогенных жидкостей, должна определяться по сумме расчетной испаряемости жидкостей и максимальной производительности устройства для создания давления в цистерне при ее опорожнении.

На железнодорожных цистернах для сжиженного кислорода, азота и других криогенных жидкостей устройство помоста около лаза не обязательно.

9-1-4. Цистерны и бочки для сжиженных газов, за исключением сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей, должны быть рассчитаны на давление, которое может возникнуть в них при температуре 50°- С, с учетом напряже-

9-1-5. Цистерны для сжиженного кислорода и других криогенных жидкостей должны быть рассчитаны на давление, при котором должно производиться их опорожнение, а также на давление от динамической нагрузки во время транспортирования.
Тема трагических событий и катастроф в сфере материального производства всегда оставалась закрытой для широкой общественности. Информация о крупномасштабных взрывах и пожарах, валовых выбросах токсичных продуктов была весьма приблизительной полуправдой, а о гибели людей и других тяжелых последствиях знали лишь должностные лица, не заинтересованные, как правило, в широкой гласности. Оказалась неполной и информация о катастрофах века за рубежом— в Фликсборо, Сан-Хуан-Иксуатепеке, в Бхопале н многих других, при которых погибли тысячи работающих и население расположенных вблизи промышленных объектов жилых кварталов. Специалисты промышленности и общественность не задумывались всерьез о необходимости принципиальных перемен в подходах к оценке и обеспечению промышленной безопасности. Потребовались трагические события на Чернобыльской АЭС, магистральном трубопроводе сжиженного нефтяного газа под Уфой, хранилище жидкого аммиака в Ионаве, нефтеперерабатывающей установке Ярославля, чтобы начать осознавать необходимость переоценки уровня объективной технической безопасности применяемых технологий, оборудования, систем управления и защиты от промышленных аварий и катастроф.

Выброс сжиженного нефтяного газа (СНГ) — следствие разрушения продуктопровода на участке в 900 м от полотна железной дороги (рис. 5.14). Разрыв произошел в верхней части трубы. Длина раскрытой полости вдоль трубы составляла 1989 мм, максимальная ширина — 1060 мм (рир. 5.15). Общая площадь раскрытия превышала двойную площадь проходного сечения трубопровода (0,77 м2), что создавало благоприятные условия для свободного выхода жидкости в атмосферу как из восточного, так и из западного участков системы. В месте разрушения была замечена наружная вмятина круглой формы диаметром 10—12 мм, совпадающая по направлению с линией разрыва. Там же на наружной поверхности трубы обнаружено овальное углубление длиной 35 мм и шириной 5—6 мм, средняя часть которого совпадает с линией разрыва, и две вмятины меньших размеров.

жидкость малосжимаема, давление резко возрастет и сосуд будет разрушен. Поэтому, исходя из свойств продукта, устанавливается норма заполнения сосуда; например, для сжиженного нефтяного газа заполнение не должно превышать 90% геометрического объема сосуда; если в сжиженном газе содержится этан и возможен значительный перепад температур, то норма заполнения должна составлять 80—85% объема. Нарушения этого правила вызывали разрушения емкостей с очень серьезными последствиями.

ТАБЛИЦА 2.1. Потребление сжиженного нефтяного гааа (СНГ), млн.т/г.

При заполнении емкости, не имеющей остатка сжиженного нефтяного газа (новые, после технического освидетельствования или очистки), должны быть приняты меры предосторожности для исключения образования взрывоопасных смесей (предварительная продувка инертным газом, водяным паром при медленной закачке и усиленное наблюдение).

935. В каждом баллоне для сжиженного нефтяного газа, принимаемом газораздаточной станцией от потребителя для наполнения, остаточное давление газа должно быть не менее 0,5 кГ/см2.

При разрушении участка трубопровода в 900 м от полотна железной дороги произошел крупный выброс сжиженного нефтяного газа (углеводородной смеси) с испарением и образованием газовоздушного облака. От возгорания и взрыва облака ударной волной разрушены и сгорели вагоны двух поездов.

По методике Доу Кемикл Компани (Dow Chemical), США, данные по огненному шару от сгорания ГПВС при выбросах сжиженного нефтяного газа из емкостей следующие.

На предприятиях, где имеются емкости с пожароопасными продуктами под давлением, серьезные аварии часто возникают в связи с повреждениями трубопроводов, арматуры и оборудовании для перекачки, более склонных к неполадкам, чем сами емкости. Характерным случаем является катастрофа с тяжелыми последствиями, инициированная повреждением трубопровода 19 ноября 1984 г. в пригороде г. Мехико (Мексика) /59/. Авария произошла в хранилище сжиженного нефтяного газа (СНГ) на современном предприятии с параметрами, соответствующими требованиям стандарта Американского нефтяного института, и с оборудованием, в большей части изготовленным в США. В хранилище содержалось около 14 тыс.м3 СНГ (75% полного объема хранилища), состоящего на 80% из бутана и 20% из пропана, с общей массой 6,5 тыс. тонн. На одной площадке с хранилищем находились две газобаллонные станции (каждая из которых имела 20 резервуаров различной емкости) для затаривания газа в баллоны. Основной версий причины аварии являлась утечка СНГ в одном из трубопроводов диаметром 0,2 м подачи сжиженного газа в районе резервуаров хранилища. В результате утечки газа образовалось облако газовоздушной смеси размером 200x150x2 м, которое воспламенилось со взрывом от факельного устройства (расположенного в 100 метрах от повреждения) через 5 -10 минут после начала утечки. В зоне трещины в Тп образовался мощный факел горящего газа в сторону сферического резервуара, который взорвался. В результате аварии возник огненный шар диаметром до 300 м. В течение полутора часов произошли восемь мощных и много менее мощных взрывов почти всех цилиндрических резервуаров, а на газобал-

Попутные (нефтяные) газы и газовые конденсаты классифицируются как «богатые» газы, поскольку они содержат значительные количества этана, пропана, бутана и других насыщенных углеводородов. Попутные и конденсатные газы разделяются и сжижаются для производства сжиженного нефтяного газа (LPG) путем сжатия, адсорбции, абсорбции и охлаждения на нефтяных и газовых перерабатывающих заводах. Такие газоперерабатывающие заводы также получают природный бензин и другие углеводородные фракции.

Огнеопасные газы далее классифицируются как топливные газы и промышленные газы. Топливные газы, включая природный газ и сжиженные нефтяные газы (пропан и бутан), сжигаются вместе с воздухом для нагревания печей, топок, водонагревателей и бойлеров. Огнеопасные промышленные газы, такие как ацетилен, используются при обработке, сварке, резке и операциях тепловой очистки. Разница в свойствах сжиженного природного газа и сжиженного нефтяного газа отражена в таблице 75.3.



Читайте далее:
Сальникового уплотнения
Существенно уменьшается
Симптомов интоксикации
Существует определенный
Существует вероятность
Существующими правилами
Симптомов поражения
Субподрядных организаций
Судорожным сокращением
Сужающего устройства
Сопровождающиеся выделением
Суммарная длительность
Суммарной мощностью
Суммарное сопротивление
Суммирования повреждений





© 2002 - 2008