Смачивающая способность
Среди мер, направленных на повышение надежности действующих и строящихся АЭС и смягчение последствий тяжелых аварий, следует отметить:
В соответствии с законодательством и разрабатывается комплекс мероприятий по защите населения, территорий и ОПС от ЧС природного и техногенного характера, уменьшению их социально-экономических и экологических последствий. Такие мероприятия предусматриваются в федеральных целевых программах (ФЦП). Так, Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 43 утверждена ФЦП «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях». Реализуется ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. № 1098, и другие.
Механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения ЧС и уменьшения их последствий должна стать Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. № 1098). На первом этапе предусматривалось определить пути и меры для преодоления неблагоприятной тенденции роста в России количества и масштабов последствий ЧС. Особое внимание было уделено разработке наиболее эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей перспективе.
В рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 г.» специалистами ВНИИ ГОЧС (головной организации) совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами (Гостехнадзор, МПС, Минтранс, Госатомнадзор, Минэнерго, Минобороны, Росавиакосмос, МПР и МиНсельхоз России) к настоящему времени получены следующие результаты:
Для современного этапа развития РСЧС, в том числе ее территориальных звеньев, характерна смена приоритетов от задач экстренного реагирования и ликвидации происшедших ЧС к задачам предупреждения, снижения рисков и смягчения их последствий. Эти приоритеты нашли свое отражение в ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной постановлением Правительства от 29.09.1999 г. № 1098.
Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны проводится в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (Постановление Правительства РФ № 1098 от 29.09.1999 г.). В соответствии с этим постановлением определены основные направления предупреждения ЧС, уменьшения потерь и ущерба от них:
реакторов. В нашей стране указанные работы ведутся не только на ведомственном (Росатом, Госстрой, Минтранс, Ростехнадзор, Госатомнадзор, РАО "Газпром" и ЕЭС, Минобороны), но и на федеральном уровне. В 1991 г. они вошли составным элементом, а с 1996 г. — специальным проектом в государственную научно-техническую программу "Безопасность населения и народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф". С 1999 г. началась реализация федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации до 2010 года". Эти задачи вошли в Межведомственную комплексную программу "Фундаментальные и прикладные исследования в интересах обеспечения защищенности опасных объектов и населения до 2010 г." — по решению Совета безопасности Российской Федерации.
Данные методические рекомендации разрабатывались специалистами Научно-методической комиссии по проблемам остаточного ресурса в рамках реализации плана фундаментальных исследований Российской академии наук, Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники", Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации", программ НИР Росавиакосмоса, Госгортехнадзора России, Госатомнадзора России для межведомственного использования и были представлены на Межведомственный координационный научный совет по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в 2003 г.
На базе ранее выполненных разработок в рамках Федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники на 2002-2006 гг.", Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" Институтом машиноведения РАН и Центром БСТС проведено исследование подходов, методов и критериев анализа рисков чрезвычайных ситуаций (ЧС).
2.22. СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и в ходе ликвидации ЧС с целью снижения масштабов и уровня воздействия аварий и катастроф природного и техногенного характера на человека, общество и окружающую природную среду.
Разнообразие крупных аварий ведет к возникновению концепции серьезной опасности как производственной деятельности, требующей контроля более, чем работа обычных промышленных предприятий, с целью защиты рабочих и людей, живущих и работающих вне предприятия. Подобный контроль имеет целью не только предупреждение, но также смягчение последствий любых возможных аварий. 1. Вода. Основные свойства воды как огнегаситель-ного вещества заключаются в следующем: вода обладает большой теплоемкостью, эффективно охлаждая зону пожара; при испарении 1 л воды образуется 1700 л пара, вытесняющего окислитель из зоны горения и разбавляющего реагирующие вещества; для испарения 1 л воды из зоны горения отбирается 2,26 кДж энергии. Вода термостойка, хорошо разливается по поверхности. К ее недостаткам относится высокая электропроводность, в связи с чем водой нельзя тушить пожары в электроустановках, невысокая смачивающая способность (этот недостаток может быть устранен введением в воду смачивателей— пенообразователей, сульфанолов и других поверхностно-активных веществ) и высокая плотность, не позволяющая использовать воду для тушения большинства горючих жидкостей.
Весьма существенными недостатками воды являются ее плохая смачивающая способность и малая вязкость, затрудняющие тушение волокнистых, пылевидных и особенно тлеющих материалов. Тлению подвержены материалы с большой удельной поверхностью, в порах которых содержится воздух, необходимый для горения. Такие материалы могут гореть при сильно сниженном содержании кислорода в окружающей среде. Проникновение огне-тушащих средств в поры тлеющих материалов, как правило, довольно затруднительно.
Равнодействующая сил, действующих на молекулу, находящуюся на поверхности жидкости, направлена внутрь жидкости, и поэтому молекулы жидкости стремятся опуститься в нижележащие слои. Работа перевода молекул на поверхность жидкости требует затрат энергии, характерной для каждого вещества и называемой поверхностным натяжением. Чем выше поверхностное натяжение, тем хуже смачивающая способность жидкости и тем больше ее подвижность и рас-текаемость. Это объясняется стремлением капли принять сферическую форму и противодействовать ее изменению тем в большей степени, чем выше поверхностное натяжение. В результате капля соприкасается со смачивающим материалом очень малой поверхностью и легко с него стекает, не проникая в поры материала.
Вода является наиболее широко применяемым средством тушения пожаров, связанных с горением различных веществ и материалов. Достоинствами воды являются ее дешевизна и доступность, относительно высокая удельная теплоемкость, высокая скрытая теплота испарения, химическая инертность по отношению к большинству веществ и материалов. К недостаткам воды относятся высокая электропроводность (особенно в случае применения воды с добавками, повышающими ее огнетушащие и эксплуатационные свойства), относительно низкая смачивающая способность, недостаточная адгезия к объекту тушения и т.п.
Смачивающая способность растворов ОП-7 и ОП-10 на порядок ниже смачивающей способности превоцела. Смачивающая способность растворов ОП-7 в 3 раза, а ОП-10 в 5 раз ниже, чем смачивающая способность превоцела. Минимальные значения /Сс получены при использовании водных растворов сульфанола и НБ. Однако по мере увеличения температуры (до 75 °С) превоцел показал самую низкую эффективность. Наибольшую смачиваемую способность в этих условиях показал раствор НБ.
Весьма существенным недостатком воды являются ее плохая смачивающая способность и малая вязкость, затрудняющие тушение волокнистых, пылевидных и особенно тлеющих материалов. Тлению, подвержены материалы с большой удельной поверх-, ностью, в порах которых содержится воздух, необходимый для горения. Такие материалы могут гореть при -сильно сниженном содержании кислорода в окружающей среде. Проникновение огне-тушащих средств в поры тлеющих материалов, как правило, довольно затруднительно.
Вопросы применения смачивателей Для пожаротушения достаточно подробно рассмотрены в работах [51, 55]. Равнодействующая сил, действующих на молекулу, находящуюся на поверхности жидкости, направлена внутрь жидкости, и поэтому молекулы жидкости стремятся опуститься в нижележащие слои. Работа перевода молекул на поверхность жидкости требует затрат энергии, характерной для каждого вещества и называемой поверхностным натяжением. Чем выше поверхностное натяжение, тем хуже смачивающая способность жидкости и тем больше ее подвижность и растекаемость. Это объясняется стремлением капли принять сферическую форму и противодействовать ее изменению тем в большей степени, чем выше поверхностное натяжение. В результате капля соприкасается со смачиваемым материалом очень малой поверхностью и легко с него стекает, не проникая в поры материала. Ниже приведены значения поверхностного натяжения различных жидкостей (в Дж/см2): •
ПАВ Концентрация товарного продукта, % Наивысшая кратность {ГОСТ 6948-54) Кратность (ГОСТ 6948-70) Стойкость, с {ГОСТ 6948-70) Изолирующая способность, с Смачивающая способность, с Поверхностное натяжение, 10~3 Дж/смз
Смачивающая способность, с:
Большинство ПАВ снижают пенообразующую активность в сильно минерализованных средах, поэтому кратность и устойчивость иены, полученной из растворов пенообразователей на морской воде, уменьшается. В таких случаях концентрацию растворов следует увеличивать в 1,1—1,5 раза по сравнению с растворами на пресной воде. Однако при применении морской воды смачивающая способность растворов пенообразователей не меняется.
Концен- Поверхностное натяжение, __3 10 Дж/СМ* Смачивающая способность, с рН Вязкость, 10 — м/с Пенообразую-щая способность Наивысшая кратность Р-> О
Читайте далее: Следующему уравнению Следующие характерные Следующие минимальные Следующие недостатки Следующие опасности Следующие положения Следующие результаты Следующие технические Следующие зависимости Следующих категорий Составных элементов Следующих положений Следующих возможных Следующими обстоятельствами Следующими показателями
|