Социально психологических



Среда социально-экономическая -- отношения между людьми и создаваемыми (в том числе накопленными) ими материальными и культурными ценностями. Включает социально-психологические, экономические (соотношение доли зарплаты и прибыли, уровень цен и т. п.) и другие близкие элементы.

социально-психологические условия труда—характер взаимоотношений с членами рабочего коллектива и с руководителем, оценка коллективом результатов труда работника, оценка результатов собственного труда, высшая оценка результатов труда коллектива, наличие или отсутствие личных перспектив, необходимость общения работников, представляющих собой психологически несовместимые пары.

Указанный подход к проектированию и оценке СЧМ рассматривается специалистами Англии [27] как целесообразный в методическом плане и в практическом отношении. Ими предложено последовательное проведение операций эргономического анализа: системы — от общего к частному (до уровня отдельного рабочего места), а рабочего места — от частного к общему (от человека к машине, рабочему пространству и среде). Тем самым обеспечивается охват всего комплекса факторов, формирующих систему человек—машина. При этом обеспечивается ориентация на проблему в целом с учетом рекомендаций не одной, а ряда базовых научных дисциплин, связанных с эргономикой. Оптимальное решение рабочего места, например для работы, производимой в положении сидя, может быть достигнуто, если при конструировании рабочего места учтены не только требования физиологии и антропологии, но и социально-психологические и эстетические аспекты создания комфорта при ра-

социально-психологические (совершенствование морально-политического воспитания, нормализация психологического «микроклимата» в коллективе, формирование положительной мотивации труда).

Социально-психологические

Под морально-психологической подготовкой спасателей понимают формирование у них таких психологических качеств, которые делают их способными действовать в опасных, напряженных условиях производственных аварий и стихийных бедствий. В процессе подготовки формируются высокие моральные качества (мужество, храбрость, решительность, дисциплинированность, самостоятельность и т. д.),. эмоционально-волевая устойчивость, социально-психологические (способность к дружбе, товариществу, взаимной выручке и взаимопомощи и т. д.) и интеллектуальные качества (мобильность ума, находчивость, сообразительность и др.).

Организация пропаганды безопасности труда в странах — членах СЭВ носит централизованный плановый характер, отличается научным подходом, системным комплексным характером проводимых мероприятий, широким использованием в работе технических средств. В соответствии с этим крупные организационно-массовые мероприятия (конференции, сове-сонровождаются тематическими выставками, допол-нередачами по радио и телевидению и т. д. При этом зется состав аудитории и социально-психологические факторы.

2) социально-психологические условия проявления и развития личности: психологический климат в коллективах (установившийся стиль руководства, формы и методы поощрений и взысканий, способы преодоления конфликтов между работниками и др.); условия проявления отношения к труду (требования к индивидуальной трудовой дисциплине, возможности участия в социалистическом соревновании, движении рационализаторов и изобретателей, в работе профсоюзной и других общественных организаций);

Рабочее место человека-оператора характеризуется рабочей средой, т. е, совокупностью факторов внешней среды. К ним относятся физические, химические, биологические, информационные, социально-психологические и эстетические свойства среды, воздействующие на человека (ГОСТ 21035-75).

Любая умственная работа вызывает нервно-эмоциональное напряжение, для каждого рода деятельности необходим свой оптимум эмоционального напряжения, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективными. Под влиянием социальной среды аппарат эмоций человека достиг высокой степени развития, он чрезвычайно сложен и реагирует не столько на физиологические стимулы, сколько на сложные и тонкие социально-психологические мотивы, обусловленные во многом профессиональной деятельностью. Особенно часто эмоциональное напряжение возникает у человека в процессе оценочной деятельности (выбора альтернатив) и организации новых видов деятельности в соответствии с доминирующей потребностью. Эмоциональная активация крайне необходима при решении сложных мыслительных задач. Эмоции всегда выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности, хотя наличие активации еще не гарантирует достижение верного результата, а чрезмерное перенапряжение может вызвать срыв. Эти срывы являются следствием перегрузки центральных звеньев функциональных систем, осуществляющих трудовую деятельность. Их опасность необходимо предусматривать при разработке проектов различных программ.

Сегодня экспериментально доказано, что такие социально-психологические качества, как неприятие правил, неуважение и недостаточная чувствительность к людям, повышенная агрессивность, чаще
Травматизм вызывает последствия двоякого рода: социальные и экономические, с одной стороны, физиологические и моральные—с другой. Социальный ущерб — это прежде всего ухудшение здоровья трудящихся и снижение уровня работоспособности, появление негативного отношения к своему труду, профессии, ухудшение социально-психологических отношений в коллективе. Экономический ущерб, понесенный предприятием, отраслью или народным хозяйством в целом, может быть определен довольно точно — он измеряется материальными затратами на ликвидацию последствий травматизма.

И, наконец, в последние годы все большее значение в НОТ начинает приобретать задача создания оптимальных социально-психологических условий труда, которые включают в себя степень удовлетворенности собственных интересов работника (овладение специальностью, получение определенного заработка, расширение профессионального опыта и др.), содержание и организацию труда (привлекательность труда), взаимоотношения между людьми в коллективе, моральное и материальное стимулирование. Эти факторы формируют настроение работников и в значительной мере определяют их поведение в сфере производства.

Обеспечение безопасности труда на производстве — процесс органического сочетания в пространстве и во времени организационно-технических, экономических и социально-психологических действий в области использования рабочей силы, средств и предметов труда, взаимодействие которых образует динамическую систему. Функционирование данной системы, опираясь на соответствующие правовые нормы и нормативные акты, должно обеспечивать безопасные и безвредные условия труда на производстве.

рабочих мест, роль социологических, социально-психологических и психофизиологических факторов в возникновении причин и условий травмирования, эффективность мероприятий по повышению безопасности труда, экономические и социальные последствия аварийности и производственного травматизма, влияние горнотехнических условий и внедрения новой техники на повышение безопасности труда.

При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании линии поведения каждого человека в отдельности имеют его индивидуальные качества, отражающие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают: тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т.п. Тем не менее широкий спектр формируют 12 психологических причин сознательного нарушения правил безопасной работы.

Профессиограммы представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. В них объективные особенности трудового процесса—технические, технологические, организационные — находят выражение в физиологических, психических и социально-психологических показателях. Перечень этих показателей приведен в табл. 2.6.

Экспериментальные методы оценки безопасности системы ЧМС включают моделирование опасной или аварийной ситуации в лабораторных или приближенных к практике условиях, а также натурные исследования. Следует отметить невозможность прямого использования результатов этих исследований без соответствующей интерпретации полученных данных из-за присутствия экспериментатора, уверенности испытуемых в отсутствии опасных последствий испытаний и действия ряда других социально-психологических факторов. Экспериментальным методом определяют пороговые величины одного или совокупности опасных возмущений системы ЧМС для дальнейшего анализа безопасности и разработки защитных мер и средств.

Совместное воздействие приведенных показателей определяет общую ситуацию. Так, например, экологическая обстановка зависит от политических, экономических, социально-экономических, социально-психологических и иных взаимоопределяющих друг друга процессов. В конечном итоге отрицательный эффект воздействия совокупности факторов оценивается состоянием здоровья населения.6 По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ),"... здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия...," жизнедеятельность человека связана многообразием влияющих факторов, в числе которых особое место занимает производственная среда. Влияние производственной среды на здоровье населения исключительно велико. Нередко социальные моменты и производственная среда в совокупности могут оказывать большое воздействие на течение биологических процессов. Результаты исследований, проведенных специалистами в этой области, показывают причины профзаболеваний ( отравлений ) и изменений наследственности людей, которые длительное время работают и проживают в неблагоприятных условиях ( при обследовании учащихся старших классов некоторых школ установлено, что из них только 14% оказались здоровыми, у многих обнаружены паталогические отклонения и даже измененная наследственность ).

Уровень волевого усилия, способность преодолевать все возрастающие затруднения по мере развития утомления или снижения работоспособности вообще во многом зависят от отношения человека к деятельности, от наличия у него чувства ответственности и других социально-психологических факторов. Об огромном значении эмоционального подъема известно давно. Его влияние на деятельность утомленного'человека А. А. Ухтомский называет «чудесным».

Таким образом, динамика производительности труда в большой степени зависит от социально-психологических моментов (мотиваций, установки, личной моральной и материальной заинтересованности и др.). С этой точки зрения вполне объясним и «Конечный порыв», протекающий на фоне прогрессивно нарастающего утомления. В данном случае установка на окончание работы, на скорый отдых позволяет человеку мобилизовать волевым усилием оставшиеся у него резервы.

Конкретными формами социально-психологических и идеологических методов в области управления охраной труда являются: обучение, инструктирование работающих; профессиональный отбор и профессиональная ориентация; наглядная агитация, местная и стенная печать, радио, кино, политинформация; проведение конкретных социологических исследований; отражение показателей охраны труда в положении о социалистическом соревновании; смотры, конкурсы по охране труда; привлечение трудящихся к активному участию в работе по охране труда.



Читайте далее:
Смертельное поражение
Смертельного поражения
Смоченную нашатырным
Снабжения предприятия
Снижается опасность
Снижалось содержание
Снижением температуры
Сочетания параметров
Состояния отдельных
Соблюдать технологическую
Соблюдаются требования
Соблюдения технологического
Санитарными правилами
Соблюдением нормативных
Соблюдением работающими





© 2002 - 2008