Технической возможности
Среда агрессивная среда, вызывающая или усиливающая коррозию материалов вследствие физических, химических или биологических воздействий. Обычно термин «среда агрессивная» в приложении к живым организмам обозначает вредное воздействие на них среды производительных сил. Производительные силы это не только орудия и средства производства и новые технологии, созданные в эпоху научно-технической революции (НТР). но и люди, управляющие ими. Производительные силы — это активный фактор, стимулирующий развитие общественного производства.
Поставленная партией и правительством задача ликвидации производственного травматизма приобретает особое значение в условиях современной научно-технической революции, которая придает проблеме безопасности труда ряд качественно новых особенностей.
Буржуазные теории причин травматизма. Производственный травматизм как социальное явление 'неразрывно связан со способом производства, зависит от характера производственных отношений, неблагоприятных условий труда и жизни рабочих. С бурным ростом производительности труда в условиях научно-технической революции производственный травматизм в капиталистических странах не только не уменьшается, а, напротив, увеличивается из года в год и является настоящим социальным злом. Так, в ФРГ каждые 13 с происходит 'несчастный случай, каждые 2 ч —несчастный случай со смертельным исходом. Эти данные были сообщены на конференции западногерманского профсоюза металлистов, состоявшейся в Мюнхене в 1973 г.* В Уругвае несчастные случаи на производстве происходят каждые 14 мин, каждые 5 дней погибает один рабочий и каждые 14 ч один человек становится беспомощным инвалидом. С 1960 по 1969 год в этой стране зарегистрировано 372676 несчастных случаев. При этом 665 рабочих погибло, а 6240 полностью потеряли трудоспособность. Комментируя эти цифры, газета «Кроника» отмечает, что 98% несчастных случаев можно было бы избежать, если бы предприниматели обеспечивали технику безопасности.**
Прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и энергетического уровня травмирующих, и вредных факторов производственной среды. Так, использование прогрессивных способов плазменной обработки материалов потребовало средств защиты работающих от токсичных аэрозолей, воздействия электромагнитного поля, повышенного шума, электрических сетей высокого напряжения.
На пресс-конференции, посвященной открытию выставки «Охрана труда — 75», говорилось: «Исходя из главной задачи девятой пятилетки — значительно поднять материальный и культурный уровень, жизни народа,— XXIV съезд КПСС указал на необходимость обеспечить дальнейшее улучшение условий труда, повысить оснащенность предприятий современными средствами техники безопасности и производственной санитарии. Под воздействием научно-технической революции созданы качественно новые орудия труда, более совершенная технология, изменившие характер и содержание труда.
По решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1972 г. была проведена специальная конференция ООН по вопросам окружающей среды, заключены международные договоры, в ряде стран, в том числе и в СССР, приняты законы об охране окружающей среды. С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставляемые техникой в условиях научно-технической революции, мы расплачиваемся дорогой ценой — уничтожением природы и здоровья человека.
3 Ленинград находится под постоянной угрозой нагонных наводнений. За время его существования он испытал около 240 наводнений. Самые крупные из них были в 1824 и 1924 гг., когда было разрушено много домов, судов, железнодорожных путей, наплавных мостов, вырваны с корнями деревья. На Невском проспекте всплыли торцовые мостовые. По улицам города носились тяжелые суда и, врезаясь в дома, обрушивали стены. Погибло много людей, животных. Долгое время после этого свирепствовали простудные заболевания. Улицы города были покрыты обломками судов и зданий, снесенными крышами, телеграфными столбами и деревьями [22, 23]. В 1824 г. из 7500 домов было повреждено 3257. Чтобы раз и навсегда покончить с угрозой затопления Ленинграда, разработан технический проект комплекса защитных сооружений с 25-км защитной дамбой поперек Финского залива, которая будет надежно предотвращать наводнения и даст возможность создать кольцевую автостраду вокруг Ленинграда. Эта дамба высотой 8 м и шириной по верху 35 м для шестиполосного автомобильного движения объемом более 20 000 000 м3 грунта и камня будет иметь 72 водопропускных проема и двое ворот для пропуска судов. Под воротами будут находиться подводные туннели для автомобильного транспорта. Ворота и проемы во время наводнений закрываются металлическими затворами. Принято решение о начале строительства этого уникального сооружения, равного которому в мире нет, уже в 1979 г. Строительство рассчитано на 10 лет и стало возможным только в условиях научно-технической революции [17—21].
В ходе научно-технической революции значение охраны труда, как и всего комплекса наук о человеке, быстро возрастает. Обусловлено это интенсивным воздействием технического прогресса па содержание и характер производственной деятельности человека, повсеместным переходом ее из сферы простой физической работы в сферу сложной чувственно-двигательной, интеллектуальной деятельности.
В период научно-технической революции на предприятиях нефтяной и газовой промышленности ежегодно внедряются в производство десятки, сотни новых химических веществ, катализаторов, ингибиторов, адсорбентов и т. п. Абсолютное количество их получает относительную токсикологическую оценку и только для 50—70 случаев устанавливаются ПДК. Это обстоятельство в некоторой степени затрудняет научно обоснованное нормирование содержания вредных веществ в воздухе, выдвигает необходимость проведения дополнительных профилактических мероприятий.
Все возрастающие масштабы производственной деятельности человека, характерные для периода научно-технической революции (НТР), и воздействие этого фактора (названного антропогенным) на окружающую среду нарушили естественный круговорот веществ и энергии в природе.
Эффективная охрана природы возможна только при рациональном использовании природных ресурсов. Это стало особенно актуально на современном этапе научно-технической революции, когда за одни сутки человечество потребляет такое количество топлива, которое природа способна синтезировать за тысячу лет. При увеличении населения с 1860 по 1960 гг. в 2,5 раза потребление энергии возросло более чем в 4 раза. В 1971 г. на каждого жителя Земли требовалось 1,8 т условного топлива', к концу XX века этот показатель возрастет в 3 раза. Наибольшую трудность будут испытывать люди, занимающиеся разработкой норм техники безопасности проектируемого оборудования. Трудность заключается в том, что требования приходится разрабатывать на несуществующее пока оборудование. Составитель норм должен ясно представить себе действия рабочего, обслуживающего предполагаемое оборудование. Например, загрузка кускового материала в жидкую агрессивную среду представляет опасность для обслуживающего персонала, который может получить ожоги тела от брызг во время загрузки. В данном случае для разработки требования норм необходимо руководствоваться той же формулой, которая принята при расследовании несчастных случаев, с той лишь разницей, что здесь придется говорить о возможных травмах. Ожог получен вследствие несовершенства способа загрузки материала или вследствие отсутствия специальных защитных устройств, исключающих попадание брызг на обслуживающий персонал. Техническое решение вопроса может быть выполнено по двум направлениям: усовершенствование технологического процесса загрузки, например, подача материала под уровень жидкости и устранение таким образом брызг, или установка различных закрывающих створок над сосудом. В зависимости от технической возможности следует выбрать одно из двух направлений и формулировку требования норм изложить применительно к конкретным условиям работы.
На предприятиях особое значение придается безопасной организации переездов и пересечений железнодорожных путей автомобильными и пешеходными дорогами, что обусловлено интенсивным движением всех видов транспорта, массовым передвижением людей. Переезды бывают охраняемыми и неохраняемыми. При отсутствии технической возможности устройства развязки движения железнодорожного, других видов транспорта и людей в разных уровнях по горизонту и неизбежном пересечении железнодорожных путей автомобильными и пешеходным» дорогами рекомендуется соблюдать следующие условия:
Определение технической возможности и целесообразности восстановления сооружений, а также выбор способов и схем восстановления зависит от:
Применение установок общего эритемного облучения следует предусматривать в первую очередь на предприятиях за северным полярным кругом. На предприятиях, расположенных в других климатических районах, впредь до обеспечения технической возможности создания таких установок также следует предусматривать устройство фотариев (с эритемными лампами).
При технической возможности нефтегазодобывающего предприятия, например, при наличии нескольких взаимообвязанных ДНС и НСП, в критических (по загазованности) ситуациях необходимо переключить
Применение установок общего эритемного облучения следует предусматривать в первую очередь на предприятиях за северным полярным кругом. На предприятиях, расположенных в других климатических районах, впредь до обеспечения технической возможности создания таких установок также следует предусматривать устройство фотариев (с эритемными лампами).
При технической возможности нефтегазодобывающего предприятия, например, при наличии нескольких взаимообвязанных объектов, в критических (по загазованности) ситуациях необходимо переключить поступление продукции на объект, находящийся в данный момент в более благоприятных условиях по технологическому режим'у работы и по географии местности.
Общепринятая технология футерования трубопроводов определяется степенью повреждения трубопроводов, то есть без или с нарушением герметичности. В первом случае трубопровод разбивается на участки в, зависимости от рельефа местности и технической возможности протаскивания на участках секций пластмассовых трубопроводов, во втором случае места со сквозными свищами являются также границами участков. По концам участков трубопровод вскрывается, и вырезаются катушки. После этого один конец участка трубопровода оснащается фланцем, к которому крепится фланец с лубрикатором для троса и патруб-
В тех случаях, когда нет технической возможности снизить уровень шума до предельно допустимых величин, установление определенного чередования перерывов могло бы помочь решить вопросы профилактики.
В 21 ч 10 мин удалось цистерну № 3 установить на рельсы и убрать в безопасное место. Ввиду отсутствия технической возможности подъема опрокинутых цистерн штаб по ликвидации аварии принял решение проводить работы по установке тепловозов на рельсы в более безопасном месте. В 22 ч 30 мин после очередного покрытия пеной железнодорожных путей и прилегающей территории, несмотря на возражения представителя пожарной охраны, руководитель аварийно-восстановительных работ по второму пути разрешил движение
Вывод сигналов о срабатывании пожарной сигнализации по согласованию с территориальными органами управления ГПС субъектов Российской Федерации и наличии технической возможности рекомендуется осуществлять по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим способом на ЦУС («01») ГПС (13.4).
Читайте далее: Технологическими регламентами Технологическим аппаратам Технологическим регламентом Технологическим трубопроводам Технологической блокировки Технологической надежности Требуется предусматривать Техническая диагностика Технологического оборудования промышленных Технологического прогресса Трофические расстройства Техническая характеристика Технологией производства Технологии органических Технологии получения
|