Техногенного характера



Из вышесказанного следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

Из сказанного в учебнике следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

В данной статье рассматриваются вопросы формирования стратегии безопасности устойчивого развития промышленного региона. Предпринята попытка проведения многокритериального анализа условий и путей выбора оптимального уровня безопасности общества. Рассмотрены вопросы техногенной безопасности в нефтегазовом комплексе, показаны некоторые причины техногенных катастроф.

Мероприятия по обеспечению техногенной безопасности в современных условиях являются острой политической пррблемой. По данным ООН, за последние 30 лет ущерб, нанесенный природно-техногенными катастрофами, увеличился в три раза и составил: в 60-х годах - $40млрд, в 70-х годах - $70млрд, в 80-х годах - $120млрд, в 90-х годах потери составили приблизительно - $2800млрд. В России за 1992 год зарегистрировано 1300 масштабных катастроф - техногенного экологического и природного характера, в которых пострадали около 25 тыс. и погибли более 1300 чел.

Учитывая специфику нашего региона, рассмотрим вопросы техногенной безопасности в нефтегазовом комплексе. Первым сигналом надвигающейся опасности стало печально знаменитое узбекское газовое месторождение Газли. Именно здесь в 1976 и 1984 годах произошли подряд три землетрясения силой до 10 баллов по шкале Рихтера. По мнению сейсмологов, опыт и хронологические данные свидетельствуют, что подобные совпадения просто невозможны. Три сильнейших землетрясения в одном и том же районе в течении восьми лет - факт поистине фантастический. Газли - это одно из самых веских доказательств того, что происхождение землетрясений на месторождениях нефти и газа носит не только тектонический характер. При разработке залежей нефти и газа и интенсивных отборах в толщах продуктивных пород происходит резкое изменение термобарических условий, что может провоцировать сильные землетрясения. Иными словами, в природные процессы грубо и неосторожно вмешались люди. Итог, как уже известно, был печальным. Затем разразилась трагедия в Нефтегорске. Тогда — в 1995 году, — погибли около тысячи не ждавших беды людей, а небольшой городок нефтяников на Сахалине за считанные секунды превратился в груду развалин. Как считает член-корреспондент Российской академии естественных наук директор научно-производственного центра по исследованию эколого-геодинамических проблем Владимир Сидоров, землетрясение, сравнявшее Кефтегорск с землей, тоже явилось следствием разработки нефтяных месторождений. Между тем, по утверждению Владимира Сидорова, на огромном количестве месторождений уже сегодня происходят необратимые явления, которые в самом ближайшем будущем могут привести к катастрофам. Существует довольно серьезная и весьма убедительная статистика, доказывающая, как минимум, определенную связь между освоением месторождений и сейсмическими последствиями, появляющимися в районах разработок. Самым ярким примером последнего десятилетия стало Ромашкинское месторождение (-около 600 млн. тонн нефти) в Татарстане, где с 1987 по 1997 годы было зафиксировано около 700 землетрясений, сила которых достигала 4-5 баллов.

Создана межведомственная комиссия СБ РФ. По инициативе законодательной власти России в области повышения техногенной безопасности, приняты законы "О промышленной безопасности" и "О нефти и газе". Существуют законы "О федеральных надзорах" и "О порядке страхования ответственности опасных промышленных объектов".

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий создает и развивает Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Министерство обороны Российской Федерации разрабатывает концепцию и реализует программы по техногенной безопасности на объектах оборонного комплекса. Российская АН ведет фундаментальные и прикладные исследования по теории безопасности и риска, по физике, химии и механике катастроф, по теории защиты и другим направлениям фундаментальных исследований проблем технологической безопасности и стихийных бедствий. Миннауки России, МЧС России, Минобороны России и РАН совместно с Минатомом, Госатомнадзором, Госгортехнадзором России формируют разделы базовых положений концепций национальной безопасности в техногенной сфере, готовят по данному вопросу предложения Правительству и Совету Безопасности Российской Федерации, принимают участие в работе его органов и экспертных комиссий, разрабатывают структуру и содержание руководящих документов, нормативно-законодательных актов Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации федеральных целевых, отраслевых и региональных программ и проектов.

недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

блем техногенной безопасности и безопасности технологических

кредитов банков, государственных инвестиций и, напротив, штрафных санкций для предприятий, пренебрегающих вопросами техногенной безопасности. Важными мероприятиями являются совершенствование формы, условий и норм кредитования в области предупреждения и ликвидации ЧС. Таким образом, речь идет о внедрении механизмов и методов финансового менеджмента в области предупреждения ЧС.

• рациональное размещение производительных сил по территории страны с точки зрения природной и техногенной безопасности;
Чрезвычайные ситуации возникают при стихийных явлениях (землетрясениях, наводнениях, оползнях и т. п.) и при техногенных авариях. В наибольшей степени аварийность свойственна угольной, горнорудной, химической, нефтегазовой и металлургической отраслям промышленности, геологоразведке, объектам котлонадзора, газового и подъемно-транспортного хозяйства, а также транспорту. Сведения о ЧС техногенного характера в РФ приведены в табл. 2.8.

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648) правительство Российской Федерации своим постановлением № 1094 от 13 сентября 1996 г. утвердило положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.) Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

В соответствии с положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве (от 11.03.99 г.) расследованию и учету подлежат несчастные случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работадателем транспорте, либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работа-дателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно; при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера; при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в интересах рабо-тадателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая и в некоторых других случаях.

В наибольшей степени аварийность свойственна угольной, горнорудной, химической, нефтегазовой и металлургической отраслям промышленности, геологоразведке, объектам котлонадзора, газового и подъемно-транспортного хозяйства, а также транспорту. Сведения о Ч С техногенного характера в РФ приведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Сведения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера в России

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО ВРЕМЕНИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Правовую основу защиты в чрезвычайных ситуациях (ЧС) составляют отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике ЧС, порядку действий в ЧС и ликвидации их последствий, является федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994). В гл. I «Общие положения» закона разъясняются его основные понятия, цели, определяются единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, границы зон ЧС, основные принципы защиты населения и территорий от ЧС Отдельная статья связана с обеспечением гласности и информации от ЧС. Гл. II посвящена полномочиям органов государственной власти и самоуправления РФ; гл. III —принципам государственного управления в области защиты населения и территорий от ЧС; гл. IV определяет права и обязанности граждан в рассматриваемой области и принципы социальной защиты пострадавших от ЧС; гл. V• связана с подготовкой населения к ЧС; гл. VI —с порядком финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; гл. VII — с порядком проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в рассматриваемой области; гл. VIII посвящена международным договорам по защите от ЧС.

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — гражданско-правовая ответственность. Последняя требует возмещения не только нанесенного по чьей-то вине материального ущерба, но и упущенной выгоды. Например, если в результате нарушения требований технологического регламента произошел аварийный выброс ядовитых веществ и погибла растительность садовых участков, то возмещению подлежит не только стоимость деревьев и кустарников, но и стоимость несостоявшегося урожая.

— граждан, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В связи с этим, правительство Республики Башкортостан уделяет повышенное внимание проблемам зашиты населения от опасных воздействий техногенного характера: При непосредственном участии правительства Республики Башкортостан, с участием Башкирского управления Госгортехнадзора России и института ИПТЭР разработана республиканская программа обеспечения надежности и безопасности магистральных нефтепроводов, продолжается выполнение республиканской программы «Экологическая безопасность Республики Башкортостан», в рамках которой ведется формирование нормативно-правовой базы экологической безопасности, создание Единой государственной системы экологического мониторинга республики. По инициативе правительства создан и успешно функционирует Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности при МЧС РБ. В его функции входит:



Читайте далее:
Тросового молниеотвода
Технологии требуется
Текстильных предприятий
Телесного повреждения
Температуры испытаний
Температуры конструкции
Температуры необходимо
Температуры отходящих
Температуры пылевоздушной
Температуры поджигания
Температуры поверхности
Трубчатых элементов
Температуры сжимаемого
Температуры влажности
Температуры воспламенения





© 2002 - 2008