Техническими системами
В производстве метанола по аналогичной причине разорвался участок трубопровода диаметром 108X4 мм, находящийся под давлением 5 МПа. Последующий выброс циркуляционного синтез-газа в рабочее помещение привел к взрыву, повлекшему за собой значительный материальный ущерб.
Описан случай разрыва стального трубопровода диаметром 325X9 мм работавшего под давлением 2,8 МПа (28 кгс/см2) и температуре около 60 °С. По этому трубопроводу на установку водной очистки от двуокиси углерода подавали газ следующего состава: 46,3% Н2, 16,4% N2, 0,70% О2, 36,3% СО 0,42% СН4, 0,3 % С02 и 250 мг/м3 H2S
Причина взрыва — разрыв трубопровода диаметром 159X8 мм, выполненного из Стали 20, на участке между диафрагмой и тройником смешения. Как показали результаты расследования, сварной шов имел крупные поры и непро-вары. При приемке в эксплуатацию контактного отделения качество сварных соединений не было проверено, а следовательно, не была оформлена соответствующая первичная документация, что является грубым нарушением правил техники безопасности. Следует отметить, что и в период эксплуатации цеха •качество сварных швов не проверялось.
При тщательном расследовании было установлено, что местом выброса газа явился участок трубопровода диаметром 200 мм между этиловой колонной и одним из ее кипятильников, представлявших собой трубчатый теплообменник.
Факельная линия низкого давления была выполнена в виде трубопровода диаметром 219 мм и толщиной стенки 7 мм, уложенного на опорах по верху факельного трубопровода высокого давления. Протяженность трубопровода 2600 м. На расстоянии 5 м от факельного ствола факельный трубопровод низкого давления врезался в факельный трубопровод высокого давления.
для осмотра и чистки трубопровода диаметром 1000 мм смонтировать люки и воздушки диаметром 200—260 мм, чтобы стравливать воздух при заполнении водой во время опрессовки трубопровода. Для надзора за состоянием факельного трубопровода диаметром 1000 мм предусмотреть мостики вдоль него;
неподвижную опору на последней стойке эстакады перед факелом для трубопровода диаметром 600 мм заменили скользящей и установили ее около компенсатора.
Причиной разрыва коллекторного трубопровода диаметром 325 мм и отводящего трубопровода диаметром 159 мм послужило перенапряжение, возникшее в узлах врезки этих трубопроводов под воздействием изгибающих нагрузок от сил трения при снижении температуры до —37 °С.
диаметром 159 мм был выполнен фактически на скользящих опорах. Компенсаторы на этом трубопроводе проектом не предусматривались. В период монтажа хлоропровод был выполнен с отклонениями от проекта. Вместо предусмотренных проектом трубопроводов диаметром 133X4 из Стали 10 были смонтированы трубопроводы диаметром 159X6 из Стали 20. Кроме того, врезка трубопровода диаметром 159 мм была выполнена также с отклонениями от проекта. На рис. XIII-2 показаны схемы запроектированной и фактической прокладки трубопроводов. На траверсах эстакады отсутствовали организованные неподвижные опоры. Эта система могла быть работоспособной, если бы неподвижная спора находилась на прямом участке трубы, а узел врезки имел бы самостоятельную компенсацию.
При кольцевом зазоре размером «2 см, образовавшемся на фланцевом соединении трубопровода диаметром 0,4 м, площадь проходного сечения выхода газа 5=0,025 м2. При давлении 1,7 МПа и температуре «300°С скорость истечения газа в атмосферу через такое сечение могла достигнуть критических значений, превышающих 350 м/с. При этом объемная скорость истечения газа могла составлять 8,75 м3/с, а за 10 с объем газа в облаке мог составить «90 м3.
логических неполадок. За время простоя компрессора (температура окружающей среды была минус 25—27 °С) оставшаяся в трубопроводе вода замерзла, в результате чего трубопровод был разрушен. После повторного пуска компрессора образовавшаяся ледяная пробка в трубопроводе сдерживала проход жидкости по нему. При включении компрессора произошел разогрев трубопровода, вызвавший ослабление и разрушение ледяной пробки в нем. При этом через разрушенный участок сливного трубопровода (диаметром 50 мм) на высоте 0,5 м от уровня земли при избыточном давлении 3,14 МПа начался интенсивный выброс углеводородного конденсата с водой, накопившегося в сепараторе за время работы компрессора, и пиро-газа. Жидкость выбрасывалась в дисперсном (капельном) состоянии, создавая с газофазными продуктами облако, распространяющееся на высоте 1 — 1,5 м над поверхностью земли. При достижении работающей печи (расположенной в 25 м от источника выброса) облако воспламенилось. Затем волна горения распространялась от источника зажигания (печи) к источнику выброса (разрушенному участку трубопровода). Опасные зоны и зоны пребывания человека. Вредные и травмирующие воздействия, генерируемые техническими системами, образуют в жизненном пространстве техносферы опасные зоны, где не реализуются условия (0.1)—(0.3). Для этих зон характерны соотношения: С >ПДК, />ПДУи Л>/гдоп.
Воздействие вредных факторов на организм человека может быть двояким: при малых уровнях — биологически активным, при чрезмерных — повреждающим. Вот три характерных примера. Шум может успокаивать, создавать благоприятные условия для творчества, созерцания окружающего мира—это, например, шелест травы, листвы, шум прибоя, щебет птиц; но грохот, рокот, создаваемый техническими системами на производстве, или буйство стихийных природных явлений, таких как извержение вулканов, смерчи действуют по-другому: высокие уровни шума сначала возбуждают, а затем угнетают центральную нервную систему и наносят вред здоровью человека.
Идентификация опасностей, создаваемых техническими системами и объектами, включает:
Понятие о надежности работы человека при взаимодействии с техническими системами. Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человек. Согласно данным, примерно 20—30 % отказов прямо или косвенно связаны с ошибками человека; 10—15 % всех отказов непосредственно связаны с ошибками человека.
8. Лапин В.Л., Попов В.М., Рыжков Ф.Н., Томаков В.И. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами.— Курск, КГ ГУ, 1995.
Учебное пособие является составной частью новой дисциплины «Безо ность жизнедеятельности». В книге рассматривается безопасность челове! процессе трудовой деятельности с позиций правовой, организационной и те) ческой защиты на основе анализа опасных и вредных факторов, формируе техническими системами и средствами производственной среды. Пособие а вывается на системе действующих государственных нормативных актов в обл охраны труда и социальной защиты, утвержденных органами законодател! власти Российской Федерации.
взаимодействие человека с техническими системами.— Курск, КГТУ, 1995.
основе анализа опасных и вредных факторов, формируемых техническими системами и
Опасные зоны и зоны пребывания человека. Вредные и травмирующие воздействия, генерируемые техническими системами, образуют в жизненном пространстве техносферы опасные зоны, где не реализуются условия (0.1)—(0.3). Для этих зон характерны соотношения: О ПДК, />ПДУиЛ>ЛЯ0П.
Эргономические основы безопасности при взаимодействии человека с техническими системами.
БЕЗОПАСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ТЕХНИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Читайте далее: Техническое образование Техническое оформление материалов Техническое руководство Технического диагностирования Технического обеспечения Требующих длительного Технического потенциала Технического руководителя предприятия Технического университета Тщательно проверяют Техническому снабжению Техническом обследовании Техническую характеристику Тщательно уплотнены Техногенная безопасность
|