Восприятие информации



Уровни и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрохает опасность необратимых деструктивных изменении. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т. п. ' Практика показывает, что решить задачу полного устранения негативных воздействий в техносфере нельзя. Для обеспечения защиты в условиях техносферы реально лишь ограничить воздействие негатив-' ных факторов их допустимыми уровнями с учетом их сочетанного (одновременного) действия. Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия — один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

Восприятие человеком опасностей имеет более сложную природу, чем можно было бы заключить из приводимого автором примера. - Прим. ред.

Глубина и тяжесть воздействия шума на работоспособность, поведение человека зависят от громкости, высоты и тембра звука (субъективные аналоги интенсивности, частоты и формы звуковых волн), регулярности и. продолжительности. Результатом воздействия шума на слух может быть: утомление слуха, шумовая травма и профессиональная тугоухость. В первом случае наблюдается острое утомление клеток мозга (профессиональная тугоухость); во втором — механическое разрушение барабанной перепонки и как следствие головокружение, боль в ушах; в третьем — прогрессирующее снижение слуха вплоть до его полной потери. Особо следует выделить воздействие шума на работу мозга, его биоэлектрические характеристики, определяющие психофизиологическое состояние и поведение человека. В результате такого воздействия нарушается восприятие человеком оперативной информации, рассеивается внимание, ухудшается память, эффективность мышления. При этом замедляются психические процессы, реакции человека на световые (180—300 мс), звуковые (150—350 мс) раздражители, затраты времени и энергии на единицу выполняемой умственной и физической работы. Человек становится рассеянным, пропускает важные сигналы, задерживается с принятием решений, выполнением ответных действий. Это

Лампы накаливания просты в изготовлении, удобны в эксплуатации, но дают непрерывный спектр, отличающийся от спектра дневного света преобладанием желтых и красных лучей, что в какой-то степени искажает восприятие человеком цветов окружающих предметов.

Степень воздействия шума на человека зависит от громкости, высоты, тембра звука и продолжительности воздействия. Результатом воздействия шума может быть утомление слуха, шумовая травма органа слуха, профессиональная тугоухость. Шум отрицательно воздействует на работу мозга, нарушается восприятие человеком оперативной информации, рассеивается внимание, ухудшается память. Вредное влияние шума сказывается на центральной нервной системе, что проявляется в понижении работоспособности. Таким образом, имеет место проявление шумовой болезни.

Уровни и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т. п.

Хотя на данный момент остается невозможной дифферен-цировка специфических функций отдельных структурных единиц, из физиологических экспериментов становится ясным, что существуют категории свободных нервных окончаний, имеющих функциональные различия. В частности, было обнаружено миелиновое нервное волокно, ответственное за восприятие человеком ощущения холода. Другое нервное волокно, лишенное миелинового покрытия, обслуживающее свободные нервные окончания, реагирует на тепло. Каким образом один класс свободных нервных окончаний выборочно реагирует на снижение температуры, в то время как другой класс реагирует на увеличение температуры кожного покрова, до сих пор остается неизвестным. Исследования показывают, что возбуждение одного небольшого волокна со свободным окончанием может быть ответственно за восприятие человеком зуда или щекотки, тогда как два класса небольших нервных волокон особенно чувствительны к повреждающим механическим, химическим или тепловым воздействиям, формируя в ЦНС ощущения покалывания или жгучего болевого ощущения (Keele, 1964).

весомые теоретические расхождения. Например, в отличие от моделей Национального института и модели «человек — среда», которые признают существование огромного количества психосоциальных факторов риска на рабочем месте, модель «требования — контроль на рабочем месте» концентрируется в основном в более ограниченном диапазоне психосоциальных измерений, связанных с психологической нагрузкой и возможностями работников осуществлять контроль (ограниченное принятие решений) над различными аспектами своей производственной деятельности. Далее, и модель «требования — контроль», и модель Национального института отличаются от моделей совместимости человека со средой в плане степени внимания к самому человеку. В модели «совместимость по оси человек — среда» упор делается на влияние на человека, а точнее на восприятие человеком, баланса характеристик работы и индивидуальных черт. Столь повышенное внимание к аспекту восприятия позволяет найти связь между теорией совместимости человека со средой и еще одним вариантом теории стрессов, приписываемой Лазарусу (1966), в соответствии с которой индивидуальные различия в оценке психосоциальных стресс-факторов и в методах их индивидуальной нейтрализации приобретают критическое значение для определения результатов стресса. В свою очередь, модель стресса Национального института, которая хотя и не отрицает важность индивидуальных отличий, в определении результатов стресса отводит главную роль факторам среды, как предписывается границами модели, приведенной на рис. 34.1. По сути, указанная модель предполагает, что множество стресс-факторов угрожает значительному количеству людей большую часть времени независимо от обстоятельств. Аналогичный акцент просматривается в других моделях стресса и моделях стресса на рабочем месте (например, Купер и Маршал, 1976; Каган иЛеви, 1971; Маттесон и Иванцевич, 1987).

Таблица 14.19. Восприятие человеком и психофизиологическое воздействие на него различных цветов производственной среды

Таблица 14.18. Значения средней летальной дозы ЛД60/3о у-излучения для разных биологических видов .... 794 Таблица 14.19. Восприятие человеком и психофизиологическое воздействие на него различных цветов производственной среды......................... 794

Вход восприятие информации - Ошибки

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР (human factor) - комплекс психо-физиологических особенностей человека (восприятие информации, принятие решений, психологические установки и т. п.), играющий важную роль в промышленной безопасности.

Свет выступает не только необходимым компонентом для нормального функционирования организма, но и совершенно необ-ходим для осуществления любых работ как фактор, без которого невозможно восприятие информации о внешней среде. Неудовлетворительное освещение затрудняет, а в некоторых случаях делает невозможным осуществление рабочих операций, снижает производительность труда и может явиться причиной аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Вход восприятие информации Ошибки ощущения, обнаружения, идентификации, раскодирования

Чрезмерный перегрев организма ухудшает работоспособность, резко учащает пульс и дыхание, нарушает водно-солевой баланс, замедляет мыслительную деятельность, рассеивает внимание, ухудшает восприятие информации, вызывает опасные сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и другие заболевания. При длительном воздействии теплового излучения может развиться профессиональная катаракта. Наиболее тяжелые последствия перегрева организма - тепловой удар, на открытом воздухе из-за сильного облучения головы - солнечный удар. Их симптомы - рвота, головокружение, расширение кро-

Вход восприятие информации Ошибки ощущения, обнаружения, идентификации, раскодирования

Оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации при его освещенности в диапазоне значений от 1 до 500 лк.

Вибрация может ослаблять восприятие информации (например, зрительное), передачу информации (например, посредством движений рук или ног) или комплексные центральные процессы, связывающие восприятие и передачу (обучение, память, принятие решений). Наибольшее воздействие вибрации, проходящей через все тело, сказывается на процессах получения входящей информации (в основном зрительной) и процессах передачи информации (непрерывный контроль деятельности рук).

Возможно ли интеллектуал э восприятие информации?

Практические занятия. В Никарагуа и местные инструкторы, и рабочие учились правильно оценивать информацию на маркировке пестицидов путем их чтения в малочисленных группах. В этих целях класс разбивался на группы, которые получали задание читать различные обозначения на упаковке. В группах с низким уровнем грамотности выбирались волонтеры для чтения вслух и оказания помощи остальным в ответе на вопросы анкетирования, чтобы таким образом акцентировать зрительное восприятие информации по уровню токсичности. В многочисленных группах на добровольной основе выступали представители фирм, которые демонстрировали свою продукцию с пояснениями в отношении способов обращения с пестицидами.




Читайте далее:
Воздействия необходимо
Воздействия пестицидов
Возникновения чрезвычайных
Воздействия рекомендуется
Воздействия статического
Воздействия травмирующих
Воздействием электрического
Воздействием окружающей
Воздействие электромагнитных
Воздействие ионизирующих
Выключения двигателя
Воздействие радиоактивных
Воздействие токсичных
Воздействии хлористого
Вышестоящей организации





© 2002 - 2008