Значительные трудности
На одном из нефтехимических комбинатов произошел взрыв метановодородной линии, находящейся под давлением газа 3,3 МПа. Взрыв сопровождался загоранием газовоздушной смеси и разрывом других находящихся рядом трубопроводов углеводородных газов, после чего последовал второй взрыв, вызвавший значительные разрушения. Анализ причин аварии показал, что расстояние между трубопроводами было недостаточным и что их длительное время не осматривали. Кроме того, проектом не были учтены перегрузки эстакады, на которой были смонтированы материалопроводы и был неудовлетворительного качества сварной стык.
Взрывы пылевоздушных смесей в химической промышленности происходят сравнительно редко. Однако значительные разрушения, вызываемые взрывами пыли, а также большое число пыле-образующих процессов обусловливают необходимость принятия мер, предупреждающих образование пыли взрывоопасной концентрации и аварий в производственных помещениях.
Значительные разрушения произошли и за пределами завода. Значительный ущерб был нанесен 1821 жилому зданию, 167 магазинам и промышленным предприятиям.
Такие аварии наиболее типичны для технологических систем жидкофазного окисления горючих веществ. Так, 23 августа 1990 г. произошла крупная авария на технологической установке фенолацетона Уфимского завода синтетического спирта. При выходе из-под контроля жидкофазной экзотермической реакции окисления изопропилбензола (ИПБ) воздухом и повышении температуры от неуправляемого разложения гидропероксида ИПБ (целевого продукта) произошло разрушение аппарата окисления от резкого подъема давления. Разрушение аппарата сопровождалось выбросом в атмосферу углеводородов, взрывом образовавшегося парового облака и последующим пожаром. За первым взрывом окисления последовали еще четыре взрыва: через 18 мин, 1 ч 12 мин, 1 ч 51 мин и 2 ч 44 мин с момента первого взрыва. В результате взрыва и пожара произошли значительные разрушения на ^амой технологической установке и за ее пределами (рис. 6.4).'Окисление ИПБ воздухом проводилось в трех последовательно работающих аппаратах барбо-тажного типа (диаметром 2,4 и высотой 11,24 м), выполненных из углеродистой стали с плакирующим слоем из стали 12Х18Н10Т. Температура в аппаратах составляла 132, 128 и 124 °С. Процесс проводили при давлении 0,5 МПа при непрерывной подаче насосами предварительно нагретой до НО— 125°С изопропилбензольной шихты в верхнюю зону первого реактора. Воздух, также нагретый предварительно до 125 °С, тремя потоками подавался в заданных соотношениях под распределительные решетки, расположенные в нижней части каждого из трех реакторов каскада. Для повышения температуры шихты в пусковой период и отвода реакционного тепла в про-
чале (а) и в конце (в) трубопровода. Взрыв вызвал разрушение фланцев трубопроводов в отделении сушки и ректификации, в результате чего в этом отделении возник пожар. Через 2— 5 мин после взрыва трубопровода произошла серия взрывов большой силы, вызвавших полное разрушение отделения сушки и ректификации МВД, частичное разрушение отделения полимеризации хлоропрена и выделения каучука, насосной хло-ропрена, отделения абсорбции, где в результате пожара произошел взрыв горючего газа в рассольном скруббере. Значительные разрушения были1 вызваны взрывом паров МВД в отделении ректификации размерами 36X18X24 м и объемом 13550м3.
На открытой площадке цеха одного химического предприятия, где расположены холодильники-конденсаторы, сепараторы, сборники и турбоциркуляционные компрессоры, раздался звук, свидетельствующий о прорыве газа высокого давления в атмосферу. Через несколько секунд последовал сильный взрыв и выходящий из разрушенных коммуникаций газ загорелся. Взрыв вызвал значительные разрушения газовых коммуникаций высокого и низкого давления и пожар.
10 21,6—25,1 Значительные разрушения. Деревья выры-
При взрыве парового котла вследствие мгновенного резкого снижения давления происходит быстрое испарение воды. Объем, занимаемый паром, окажется в 700 раз больше объема испаренной воды, что вызовет значительные разрушения.
Наиболее серьезные последствия аварий связаны с общепринятой в настоящее время точкой зрения, что значительные разрушения, вызванные действием избыточного давления после возгорания парового облака, происходят в случае наличия зданий и иных препятствий, что приводит к возникновению турбулентности и появлению условий ограничения пространства. Промышленный ландшафт в Людвигсхафене во многом подтверждает эту точку зрения. Без сомнения, очень большие людские потери связаны с высокой плотностью людей в окрестностях места происшествия. В настоящее время такая высокая плотность людей не допускается.
Бедствия, вызываемые метелями, не имеют таких страшных последствий, как падение снежных лавин. Лавина — это снежная масса, соскользнувшая с горного склона и движущаяся под действием силы тяжести [31]. Она увлекает на своем пути все новые массы снега. Объем даже сравнительно небольших лавин составляет около 20 тыс м3, а объем одной из лавин, наблюдавшейся в долине реки Очапары (Кавказ), составил около 2500 тыс. м3. Лавины падают со скоростью 90—100 км/ч. Они разрушают дома, вырывают с корнем деревья, сносят мосты, обрывают линии связи и электропередач. Разрушительное действие лавин усиливается воздушной волной, которая движется впереди снежной массы и сама по себе, даже без удара лавины, вызывает значительные разрушения'.
Было установлено, что предельное давление взрывного распада закиси азота сильно зависит от направления распространения пламени: оно равно 1,6 am при поджигании у нижнего конца взрывной бомбы и 10 am — у верхнего. Даже малые добавки азота или другого инертного газа значительно увеличивают предельное давление, уже при добавлении 15% N2 взрывной распад становится невозможным. Взрывной распад закиси азота в баллонах (около 60 am) или при компримировании может вызывать значительные разрушения, в особенности в случае сгорания в длинных газопроводах. Значительно сложнее защищать от воздействия пожара стальные балки и фермы. Облицовка поверхности таких конструкций плитными материалами практически невозможна. Значительные трудности вызывают также нанесение слоя штукатурки, особенно на элементы стальных ферм, поэтому такой способ защиты применяют сравнительно редко.
Значительные трудности встретились в период освоения установки при очистке сульфонатной присадки от механических примесей на импортных центробежных машинах «Шарплес» и сепараторах «Альфа-Лаваль». Максимальный срок непрерывной работы центрифуги всего 5—6 дней. Наблюдалась .систематическая забивка шнека шламопровода, выход из строя подшипников редуктора из-за больших нагрузок на шнек, частые отключения центрифуг вследствие повышенной вибрации и др.
продуктов, пожаров, взрывов и интоксикации работающих ядовитыми веществами. Особые меры должны приниматься по предотвращению больших залповых выбросов взрывоопасных и токсичных газов и ЛВЖ, так как при этих __ условиях создаются значительные трудности локализации аварий и защиты людей.
Как показали материалы анкетного обследования, проектно-технологические и конструкторские институты испытывают значительные трудности при решении эргономических вопросов. Это обусловлено рядом причин, среди которых немаловажными являются следующие: нехватка специалистов в области эргономики; недостаточно высокий уровень эргономических знаний у проектировщиков, организаторов производства и др.; недостаточная разработанность нормативно-технической документации по эргономическим требованиям к оборудованию, а также критериев и методик эргономической оценки оборудования; недостаток аппаратуры для проведения эргономических исследований.
Поскольку определение по пьезометрическому графику величин Янач и Яков Для каждого обогревающего спутника представляет значительные трудности, диаметр дроссельной шайбы должен уточняться в процессе наладки всей системы теплофикационных водоводов. Рекомендуется первоначально подготовить шайбы с отверстием диаметром 1,0 мм, которое в процессе на-
Связь между напряжениями и деформациями при пластическом течении материала неоднозначна и зависит от многих факторов, включая и «историю» нагружения данной детали, т. е. временную последовательность приложения нагрузок. Разрывная мембрана в этом смысле нагружается весьма «просто»: она всегда подвержена растягивающим усилиям, и напряжения в каждой ее точке являются функцией давления и координаты этой точки. Тем не менее, описание закона деформирования материала и в этом случае тоже представляет значительные трудности. Однако для решения поставленной задачи расчета давления срабатывания разрывной мембраны это и не требуется. Для этого достаточно определить лишь предельные деформации материала, непосредственно предшествующие его разрушению.
Симметрии иногда возникают и там, где мы заранее их не ожидаем; например в § 9 гл. 10 мы видели, что строго вертикальные борта судна (непрерывная симметрия относительно псевдогруппы вертикальных переносов!) дают поверхность метацентров с особенно простой геометрией — график квадратичной формы. В комбинации с более чем двумя вертикальными плоскостями симметрии, как для плавучей платформы, это приводит для „совершенной" системы к круговой симметрии и, значит, к бесконечно сложной чувствительности к несовершенству. В задаче оказывается больше симметрии, чем доступно глазу, и „рассуждения по типичности"в пределах класса с симметрией квадрата, которые работают для пирамидального судна, терпят крах в применении к судну с вертикальными бортами. Существуют и другие проблемы такого рода, и они вызывают значительные трудности, когда с ними приходится встретиться на деле.
представляет значительные трудности, и упрошенный анализ требует опытной проверки. Учитывая, что акселерограммы землетрясений обычно содержат некоторые доминантные частоты, представляется целесообразным получить оценки гидродинамических нагрузок экспериментально в режиме частотных испытаний модели на вибростенде, а также при нагружении ударным импульсом. Результаты частотных испытаний позволяют построить спектры ответа для давлений, а данные ударного нагружения могут быть использованы для тестирования инженерных методов расчета. Ниже приведены теоретические основы физического моделирования динамики емкостей с жидкостью и некоторые результаты модельных экспериментов.
ются при частой перемеживаемости пород по буримости. В интервалах залегания более крепких пород возникают своеоб-' разные перегибы, которым соответствуют уступы различной формы, где оседают шлам и глигаистые частицы. Глубокие скважины задаются, как правило, вертикальными. Практикой установлено, что сохранение заданного направления представляет значительные трудности, поэтому проходку глубоких скважин целесообразно осуществлять по строго рассчитаниому профилю 'с постепенным набором кривизны. Очевидно, интенсивность искривления не должна превышать предельной величины, для которой характерно образование желобов. Допустимым искривлением принимается такое, когда радиус кривизны будет не менее 150 м. Резкие перегибы ствола скважины и создание желобов наиболее вероятны в местах контактов горных пород разной твердости и тектонических нарушений. Для предотвращения возникновения желобов рекомендуется тщательно и систематически контролировать процесс наращивания кривизны. В настоящее время разработан ряд эффективных способов предотвращения прихватов, обусловленных затяжками в желоба, К числу пассивных методов, не предусматривающих изменения поперечного сечения скважины^ относятся: бурение на скоростях, исключающих желобообразование; выбор оптимального режима проведения спуско-подъемных операций; применение УБТ с замками одинакового диаметра; включение в компоновку низа центраторов и сохранение ее неизменной. Активные профилактические меры осйовзны на изменении сечения скважины таким образом, чтобы буровой снаряд мог беспрепятственно изв- , лекаггься на поверхность. С этой целью перекрывают опасные участки обсадной колонной, расширяют ствол скважины до требуемого диаметра, уничтожают желоба путем взрыва специальных торпед с последующей проработкой интервала. Опыт ликвидации желобов торпедированием, накопленный на Украине, в Таджикистане и других районах Советского Союза, позволяет считать этот метод предупреждения затяжек наиболее эффективным и экономичным [13]. Дополнительные затраты, связанные с нейтрализацией желобов, несравнимы с убытками, обусловленными устранением затяжек. У '
Монолитные железобетонные конструкции возводят непосредственно на строительных площадках. Обычно их применяют в зданиях и сооружениях, трудно поддающихся членению, при нестандартной и малой повторяемости элементов и при особенно больших нагрузках (фундаменты, каркасы и перекрытия многоэтажных промышленных зданий, гидротехнические, транспортные и другие сооружения). Недостатком монолитных железобетонных сооружений является то, что при их возведении затрачивается большое количество ручного труда и материалов на изготовление опалубки, подмостей и т. д. Значительные трудности возникают при бетонировании монолитных конструкций в зимнее время.
Последнее, кроме классических проблем математического моделирования разрушений объектов НПП и НХП [8], часто представляет значительные трудности вследствие острого недостатка исходных данных. Действительно, разрушение зданий и сооружений, промышленных объектов и установок в силу некоторого внешнего возмущения или их совокупности может быть математически описано и, как следствие, моделируемо с достаточной степенью точности в случае, когда [4]: существует достаточно полная информация о конструктивных решениях и особенностях самого объекта, на который оказывается возмущение. Очевидно, что полнота информации в обоих случаях определяет адекватность моделирования. Кроме того, условия чрезвычайной ситуации накладывают на процесс целый ряд ограничений, самые значительные из которых - это острый дефицит времени и полное отсутствие или недостаток адаптированных вычислительных ресурсов.
Читайте далее: Заболевания связанные Заболевания зрительного Заболоченной местности Заданными свойствами Загазованной атмосфере Загазованность воздушной Заклепочных соединений Заглубленных помещениях Загрязняющими веществами Заключения экспертизы промышленной Заключение технического Защищенном исполнении Закономерностей определяющих Загрязнения производственной Закритическое поведение
|