Зрелищных учреждениях
Объекты, оказавшиеся в зоне карантина и продолжающие свою производственную деятельность, переходят на особый режим работы со строгим выполнением противоэпидемических требований. Рабочие смены разбиваются на отдельные группы (возможно меньшие по составу), контакт между ними сокращается до минимума. Питание и отдых рабочих и служащих организуется по группам в специально отведенных для этого помещениях. В зоне карантина прекращается работа всех учебных заведений, зрелищных учреждений, рынков и базаров.
Противопожарный занавес представляет собой устройство для защиты портального проема сцен клубов и театров. В соответствии с нормами проектирования культурно-зрелищных учреждений (ВСН 45-86) противопожарные занавесы предусматривают в зданиях клубов и- театров со зрительными залами вместимостью 800 мест и более.
К культурно-зрелищным учреждениям относятся кинотеатры, клубы и театры. Специализированным нормативным документом для проектирования и реконструкции культурно-зрелищных учреждений являются ведомственные строительные нормы ВСН 45-86 «Культурно-зрелищные учреждения. Нормы проектирования». В соответствии с требованиями этих норм между зрительным залом и сценой при наличии колосниковых сцен в зданиях клубов и театров должны предусматриваться противопожарные стены 1-го типа, разделяющие зрелищные учреждения на части по функциональному признаку. Необходимость дополнительного деления каждой из этих частей здания противопожарными стенами на пожарные отсеки либо здания в целом, где не требуется портальная противопожарная стена, регламентируется главой СНиП 2.08.02—85 по признакам, изложенным в § 10.2. При этом степень огнестойкости зданий и наибольшее количество этажей в них нормируются ВСН 45-86 в зависимости от вместимости зрительных залов и назначения культурно-зрелищных учреждений.
Для обеспечения успешной эвакуации людей, наряду с проверкой общих планировочных решений культурно-зрелищных учреждений, необходимо провести экспертизу внутренней планировки зрительных залов.
В настоящем параграфе учебника рассмотрены общие вопросы пожарной безопасности по внутренней планировке клубов, театров и кинотеатров. Экспертиза внутренней планировки других зрелищных учреждений, например спортивных сооружений, должна осуществляться с учетом требований специализированных нормативов, учитывающих специфику подвергаемого экспертизе объекта.
Необходимое время эвакуации в настоящее время нормируют только для культурно-зрелищных учреждений. В основу нормирования необходимого времени эвакуации положены экспериментальные и теоретические исследования температурного режима при пожарах в зданиях.
для зрелищных учреждений — «Правилами пожарной безопасности для театрально-зрелищных предприятий и культурно-просветительных учреждений» (М.: Стройиздат, 1971);
К основным видам зрелищных учреждений относят театры, кинотеатры, дома культуры и клубы. Характерной особенностью указанных учреждений является наличие залов с массовым пребыванием людей, поэтому особое внимание при их проектировании, строительстве
7. Особенности пожарной опасности зданий культурно-зрелищных учреждений.
За каждым внештатным инспектором закрепляется по месту его проживания или служебной деятельности определенный участок, который состоит из одной или нескольких улиц, поселка, села, совхоза, колхоза, фабрики, завода или других объектов. Им также могут поручаться проверки противопожарного состояния детских, учебных, лечебных, культурно-зрелищных учреждений, промышленных предприятий и других организаций.
Остается сравнить размеры эвакуационных выходов и путей с минимально и максимально допустимыми. Слишком, узкие выходы и пути и слишком широкие выходы нарушают процесс эвакуации. Поэтому минимальная ширина участков путей эвакуации принимается в зависимости от назначения здания, но не менее 1 м. Минимальная ширина дверей на путях эвакуации 0,8 м. В залах ширина проходов не менее 1 м, а дверей выходов не менее 1,2 м при вместимости зала более 50 чел. Для культурно-зрелищных учреждений установлена также максимальная ширина выходов из залов 2,4 м. Ширина маршей основных лестниц общественных зданий с числом людей на наиболее населенном этаже более 200 должна быть не менее 1,35 м, а остальных-зданий и лестниц, не являющихся основными,— 1,2 м.-Нормы регламентируют минимальную ширину пути (выхода) с учетом специфики конкретного объекта. Противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа с соответствующей защитой дверных и проекционных проемов выделяют в культурно-зрелищных учреждениях помещения технологического обслуживания демонстрационного комплекса (кино- и светопроек-ционные). Исключением из этого правила являются лишь пристраиваемые к зданиям IV, IVa и V степеней огнестойкости кинопроекционные с лампами накаливания, ограждающие конструкции которых допускается выполнять из трудногорючих материалов с пределом огнестойкости не менее 0,75ч.
При экспертизе планировки подземных и полуподземных этажей необходимо обратить внимание на перечень помещений, которые в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02—85 и ВСН 45-86 разрешается размещать в подвальных и цокольных этажах. Из каждой секции подвала следует предусматривать не менее двух обособленных или самостоятельных выходов наружу. Перекрытия над подвальными и цокольными этажами в культурно-зрелищных учреждениях должны быть несгораемыми с пределом огнестойкости не менее 0,75ч в зданиях II— IV степеней огнестойкости и не менее 1 ч в зданиях I степени огнестойкости.
пятственное движение людей. Расчетным методом определяют размеры эвакуационных путей и выходов в культурно-зрелищных учреждениях, а также зданиях, проектирование которых ведется при отсутствии норм строительного проектирования, либо с отступлением от них.
1.3. ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ, ПРОИСШЕДШИХ В КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Анализу было подвергнуто 70 пожаров, происшедших в культурно-зрелищных учреждениях в различных регионах страны, в которых были исследованы параметры развития и тушения с использованием математической статистики, а также схемы боевого развертывания (рис. 15). Установлено, что параметры развития и тушения имеют значительный интервал между минимальным и максимальным значениями, зависящий от многих факторов, основными из которых являются недостаточное количество сил и средств на тушение, удаленность дислокации пожарных частей, время суток и года возникновения пожара, отсутствие или невозможность использования водоисточников для подачи воды на тушение, -неудовлетворительное состояние средств связи, ошибки в организации тушения и др.
Так, время обнаружения пожаров в культурно-зрелищных учреждениях колеблется в пределах от 4 до 390 мин. Неблагоприятно обстоит дело и с сообщением в пожарную часть после обнаружения пожара: если минимальное время 1 мин, то максимальное — 1 ч. Очевидно, что за максимальные промежутки времени пожары принимали значительные размеры, и, как правило, здание полностью было охвачено огнем.
Время с момента подачи первых пожарных стволов на тушение и до его ликвидации составляет 24...420 мин. Так как рост пожара зависит от времени его свободного развития, то и сама площадь пожара на момент его локализации колеблется от 85 до 3000 м2, а количество стволов на ликвидации таких пожаров использовалось от 1 до 16. Для проведения спасательных и других работ на месте пожара привлекалось от одного до тридцати пожарных отделений на основных пожарных автомобилях. Для тушения пожара в культурно-зрелищных учреждениях в качестве огнетушащего средства в-основном используется вода, расход которой на ликвидацию одного пожара в зависимости от условий составляет от 3,5 до 222 л • с"1. Подача воды на 1 м2 за все время тушения составляет от 18,2 до 3586 л • м~2, т. е. при максимальном ее значении на пожаре на 1 м2 используется вода, доставляемая двумя пожарными автоцистернами на шасси ЗИЛ или одной автоцистерной на шасси УРАЛ.
Анализ схем боевого развертывания (см. рис. 15) показал, что чаще всего при тушении пожара в культурно-зрелищных учреждениях используется схема 1, т. е. без установки пожарной машины на водоисточник с прокладкой одной напорной рукавной линии и подачей одного ручного ствола. Очевидно, что пожарная техника используется не на полную мощность, да и ограниченность огнетушащих веществ в автомобиле (2000...4000 л) не позволяет сосредоточить и подать достаточное количество воды на тушение. Ради объективности следует отметить, что для того есть причины, которые заключаются в том, что большинство исследованных пожаров происходило на объектах, расположенных в сельской местности, где водоисточники, используемые для забора и доставки воды, находятся на значительном расстоянии. Поэтому основной способ доставки к месту пожара — подвоз воды, что нельзя считать приемлемым, так как этот способ требует привлечения значительного количества автоцистерн. В то же время
Рис. 15. Схемы боевого развертывания, наиболее часто применяемые при тушении пожаров в культурно-зрелищных учреждениях
1.3. Параметры развития и тушения пожаров, происшедших в культурно-зрелищных учреждениях.......... 43
осуществление активных профилактических мер в лечебных, детских, культурно-зрелищных учреждениях, школах, общежитиях и других местах массового пребывания людей, полностью исключающих возможность 'ибели при пожарах;
Читайте далее: Заместитель председателя Заместителя выполняет Защищаемые помещения Замкнутыми контактами Замкнутом пространстве Занимающиеся вопросами Запыленной атмосфере Загрязнения воздушной Заполнения резервуаров Заполнении резервуаров Запрашивает заключение Запрещается эксплуатировать Запрещается находиться Запрещается открывать Запрещается пользоваться
|