Загрязнения атмосферы



Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и тепловые электрические станции (ТЭС). Доля загрязнений атмосферы от газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) и ракетных двигателей (РД) пока незначительна, поскольку их применение в городах и крупных промышленных центрах ограничено. В местах активного использования ГТДУ и РД (аэродромы, испытательные станции, стартовые площадки) загрязнения, поступающие в атмосферу от этих источников, сопоставимы с загрязнениями от ДВС и ТЭС, обслуживающих эти объекты.

Организация работ по охране окружающей среды на предприятиях и в организациях осуществляется, как правило, одной из служб главных специалистов (ОГМ или ОГЭ). Чаще всего это служба, отвечающая за эксплуатацию вентиляционных систем. Возможно создание специальной службы по охране окружающей среды. При любом варианте организации работ подразделение, ответственное за их проведение, контролирует выполнение законодательства по охране окружающей среды на предприятии, проводит инвентаризации источников выбросов и сбросов, а также энергозагрязнений, обеспечивает контроль загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, создаваемых предприятием. На это же подразделение возлагается заполнение экологического паспорта.

Важнейшим направлением работ служб, отвечающих за экологическую безопасность прилегающих к предприятию, селитебных зон, является экологический аудит. Он включает в себя оценку уровня загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, а также состояния газопылеулавливающих систем, систем очистки воды, шумоглушения и т. п. К проведению экологического аудита, как правило, привлекаются специализированные организации, имеющие лицензию на его проведение, выданную специально уполномоченными органами.

Основными источниками загрязнений атмосферы пылью, окисью углерода, сернистым ангидридом и водоемов механическими взвесями в литейных цехах являются чугуно- и сталеплавильные агрегаты, оборудование смесеприготовительного отделения и др. Литейный цех с годовым выпуском 100 тыс. т литья, оборудованный пылеуловителями с эффективностью очистки 0,70—0,80 выбрасывает в окружающий воздушный бассейн до 1000 т пыли в год [2.13].

Выше уже указывалось, что значительную часть загрязнений атмосферы составляют неорганизованные выбросы. Для нефтеперерабатывающих заводов, например, подсчитано, что в среднем каждый насос теряет в воздух 1 кг/ч, а газовый компрессор 3 кг/ч углеводородов, это для завода средней величины составляет потерю ежегодно 10 тыс. т. Схожее положение имеет место и на химических заводах. Но еще большие потери происходят от нарушения герметичности аппаратов и коммуникаций, от переполнения емкостей с разливом продукта, аварийных сбросов газа и от многих других причин. Поскольку все очистные устройства рассчитаны на улавливание газовыделений, образующихся при нормальном технологическом режиме, для уменьшения выбросов в атмосферу необходимо строгое соблюдение режима.

Главным источником погрешностей при количественном определении М. А. У. являются возможные потери вещества на различных этапах анализа, в частности в результате улетучивания его в процессе отгонки растворителей (Калинина). ^Способность М. А. У. к возгонке (относительно высокое давление их паров при 'сравнительно низкой температуре) может быть причиной погрешностей анализа на этапе отбора проб загрязнений атмосферного воздуха. Общепринятые способы забора проб загрязнений атмосферы- на фильтры, предназначенные для улавливания аэрозолей (ткань Петрянова, фильтры из стекловолокна, фильтры из марли и ваты и т. п.), вероятно, не всегда дают возможность полностью задержать М.А. У. из воздуха производственных помещений при повышенной температуре.

В индустриальных странах источником многочисленных и разнообразных загрязнений атмосферы продолжают оставаться предприятия черной и нефтехимической промышленности. Наибольшую опасность представляют выбросы сернистого газа, пыли, окиси углерода, сероводорода, углеводородов. Многочисленными исследованиями установлена прямая зависимость уровня заболеваемости населения от количества поступающих в атмосферу загрязнителей.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и тепловые электрические станции (ГЭС). Доля загрязнений атмосферы от газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) и ракетных двигателей (РД) пока незначительна, поскольку их применение в городах и крупных промышленных центрах ограничено. В местах активного использования ГТДУ и РД (аэродромы, испытательные станции, стартовые площадки) загрязнения, поступающие в атмосферу от этих источников, сопоставимы с загрязнениями от ДВС и ТЭС, обслуживающих эти объекты.

Особо выделены в Законе курортные и лечебно-оздоровительные зоны, в которых введены округа санитарной охраны и которые рассматриваются как особо охраняемые территории вокруг городов и поселков. Статус же зеленых городов (поселков) Законом не оговаривается, но их защитная роль от всех видов загрязнений атмосферы общеизвестна (исследованиями, проводившимися в 68 городах и поселках Московской области, установлена зависимость между площадью зеленых насаждений, приходящихся на одного человека, и средней продолжительностью жизни). Поэтому разработка положений о содержании зеленых насаждений с учетом местных условий в соответствии со статьями Закона, безусловно, необходима.

Не менее сложен вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения. По данным научных исследований, 50—60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспортных средств. Регулирование выбросов вредных веществ автомобилями ведется по трем направлениям:

Выбросные трубы промышленных предприятий располагают на возвышенных местах, хорошо обдуваемых ветром. Это позволяет увеличить\высоту выброса отходов и обеспечить их разбавление. Высоту дымовых и выбросных труб рассчитывают с учетом скорости и направления господствующих ветров, рельефа местности, темлературы выбросов и воздуха и т. д. Все эти мероприятия способствуют улучшению санитарного состояния локальных населенных мест, но не решают полностью задачу предотвращения загрязнений атмосферы. Радикальное решение этой задачи заключается в исключении выбросов, что становится возможным при безотходных технологических процессах или при достаточной очистке выбросов.

338. S d ed dins D. J. Environmental chemistrv. New York. London 1977. [Спеддинг Д. Дж. Влияние загрязнений атмосферы на поверхность земли. — В кн.: Химия окружающей среды. М., 1982, с. 172— 196].

Техногенные загрязнения атмосферы не ограничивают свое негативное влияние только приземной зоной. Определенная доля примесей поступает в озоновый слой и разрушает его. Разрушение озонового слоя опасно для биосферы, т. к. оно сопровождается значительным повышением доли ультрафиолетового излучения, которое имеет длину волны менее 290 нм и достигает земную поверхность. Эта излучения губительны для растительности, особенно для зерновых культур, представляют собой источник канцерогенной опасности для человека, стимулируют повышение глазных заболеваний.

веществ в атмосферу от основных промышленных предприятий топливно-энергетического комплекса за последние пять лет (199! 1995 гг.) показывает, что наблюдается снижение по объему ряда выбросов предприятий (АО «Каустик». УГ'1'III «Химпром», ЛС) «Салаватнефтеор! синтез», ДО «Башнефтехимзлводы»), Однако, несмотря на. '.>то. существенною улучшения состояния воздушного бассейна не происходит. Экологическая обстановка остается напряженной. Концентрация в воздушной среде загрязняющих веществ, особенно оксидов углерода, азота и серы довольно большая, что видно по приведенным данным (на рис. 3.11-3.14). Во многом это связано с увеличением доли топочного мазута в топливном балансе ТЭЦ. Высоким остается уровень загрязнения атмосферы бенз(а)пиреном, особенно вблизи автомагистралей и транспортных развязок в крупных городах. Доля автотранспорта в суммарном выбросе загрязняющих веществ приближается к 50%.

Необходимо, чтобы в общей факельной системе было не менее двух взаимозаменяемых факельных труб, расположенных на расстоянии, обеспечивающем возможность безопасного ремонта одной из труб при работе другой и определяемом расчетом, но не менее 50 м. Факельные трубы предназначены для открытого и безопасного сжигания газов, высоту их нужно рассчитывать (но не менее 35 м) с учетом теплоизлучения, загрязнения атмосферы и приземного слоя и т. п.

Материальный ущерб от региональных загрязнений среды обитания во многих странах также непрерывно нарастает. Так, в США ущерб от загрязнения атмосферы в 1950 г. составил 12,5, в 1968 —16, а в 1977 — 25 млрд. долларов. При этом менялись не только абсолютные показатели ущерба, но и его составляющие. Если в 1950 г. из 12,5 млрд. долларов лишь 1,5 млрд. долларов (12%) приходились на ухудшение здоровья населения, то в 1977 —уже 37%. В СССР в 1990—1991 гг. ежегодный ущерб от региональных загрязнений составлял около 50 млрд. рублей (в ценах 1991 г.)

Естественные источники загрязнений бывают либо распределенными, например выпадение космической пыли, либо локальными, например лесные и степные пожары, извержения вулканов. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени.

Техногенные загрязнения атмосферы не ограничиваются приземной зоной. Определенная часть примесей поступает в озоновый слой и разрушает его. Разрушение озонового слоя опасно для биосферы, так как оно сопровождается значительным повышением доли ультрафиолетового излучения с длиной волны менее 290 нм, достигающего земной поверхности. Эти излучения губительны для растительности, особенно для зерновых культур, представляют собой источник канцерогенной опасности для человека, стимулируют рост глазных заболеваний.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и тепловые электрические станции (ТЭС). Доля загрязнений атмосферы от газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) и ракетных двигателей (РД) пока незначительна, поскольку их применение в городах и крупных промышленных центрах ограничено. В местах активного использования ГТДУ и РД (аэродромы, испытательные станции, стартовые площадки) загрязнения, поступающие в атмосферу от этих источников, сопоставимы с загрязнениями от ДВС и ТЭС, обслуживающих эти объекты.

Автомобильный транспорт также является источником загрязнения атмосферы. Так как число автомобилей непрерывно возрастает (в 1990 г. в мире эксплуатировали 420 млн. автомобилей, а в 2000 г. их число достигнет 520 млн.), особенно в крупных городах, то растет и валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. Автотранспорт относится к движущимся источникам загрязнения, широко встречающимся в жилых районах и местах отдыха.

ляционный воздух после выхода из труб или вентиляционных устройств, подчиняется законам турбулентной диффузии. На рис. 6.3 показано распределение концентрации вредных веществ в атмосфере под факелом организованного высокого источника выброса. По мере удаления от трубы в направлении распространения промышленных выбросов можно условно выделить три зоны загрязнения атмосферы: переброса факела выбросов Б, характеризующаяся относительно невысоким содержанием вредных веществ в приземном слое атмосферы; задымления В с максимальным содержанием вредных веществ и постепенного снижения уровня загрязнения Г. Зона задымления наиболее опасна для населения и должна быть исключена из селитебной застройки. Размеры этой зоны в зависимости от метеорологических условий находятся в пределах 10...49 высот трубы.

9.8. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90. С.-П.: Министерство природопользования и охраны окружающей среды, 1992.

Таблица 15.1. Города с большим уровнем загрязнения атмосферы



Читайте далее:
Запрещается эксплуатировать
Запрещается находиться
Запрещается открывать
Запрещается пользоваться
Запрещается применять
Запрещается производство
Запрещается располагать





© 2002 - 2008